Формирование и строение органа зрения

11 Июня в 14:20 2482 0


Глаз — парный орган зрения, или, образно говоря, мозг, вынесенный на периферию. Глаз является важной составной частью оптико-вегетативной (ОВС), или фотоэнергетической (ФЭС), системы организма: глаз — гипоталамус — гипофиз.

ОВС является самым коротким путем, связывающим центральный регуляторный аппарат вегетативной нервной системы с окружающей средой, воспринимающим ее воздействие в виде лучистой энергии.

Величайшая потребность новорожденного в совершенной и быстрой адаптации к внешним условиям, правильному развитию и росту, что в большой мере может быть обусловлено безупречным функционированием ОВС, ведет к наиболее быстрому формированию прежде всего зрительного анализатора. Рост и развитие глаза у ребенка в основном завершаются к 2—3 годам, а в последующие 15—20 лет глаз изменяется меньше, чем за первые 1—2 года.

Благодаря стимулирующему действию света в организме железами внутренней секреции вырабатываются гормоны: гипофиза, надпочечников, щитовидной, половых и др.

Таким образом, глаза обеспечивают не только зрение, но и гармоничное развитие всех органов и систем организма. Пути развития зрительных приспособительных механизмов и зрительных ощущений связаны с многообразием условий внешней и внутренней среды у различных живых существ и резко отличны друг от друга.

Условия развития глаза. Основным условием развития является свет. Приспособленность глаза к солнечному свету лучше всего проявляется в реакции глаза на спектральный состав света. Известно, что поверхности Земли в основном достигают лучи света с длиной волны 759,4—393,4 нм.

Более короткие волны поглощаются озоном, находящимся в верхних слоях атмосферы на расстоянии 30 км от Земли. Максимум ясного видения глаза находится в желто-зеленой части спектра с длиной волны 556 нм. УФ-лучи можно видеть, если интенсивность их велика и длина волны составляет не менее 360 нм. Лучи с меньшей длиной волны поглощаются роговицей, хрусталиком и почти не доходят до сетчатки.



Существуют особые критические периоды развития организма, в течение которых закладка того или иного органа становится особенно чувствительной к различным повреждающим факторам (тератогены). Если эти факторы действуют на организм до наступления критического периода или по прошествии его, то нормальное развитие органа зрения не нарушается.

Тератогенные агенты, действующие в первый критический период (до 5—6 нед), вызывают гибель большей части зародышей, однако зародыши, оставшиеся живыми, рождаются нормальными. Воздействие тератогенов во второй критический период (после 6 нед) нередко обусловливает спонтанные аборты или рождение сохранившихся зародышей с аномалиями различных органов. С увеличением дозы вредного агента возрастают степень выраженности и число случаев аномалий. Следует заметить, что не существует периодов, в течение которых зародыш в равной мере оставался бы чувствительным или стойким по отношению к тератогенам.

Нарушения развития глаз появляются вследствие авитаминоза и гипервитаминоза А (слепота), недостатка фолиевой кислоты, витамина Е и триптофана, влияния хлорида лития — циклопия (рис. 1), роданида натрия — гидрофтальм (рис. 2), гипертермии и гипоксии (недоразвитие, катаракта), облучения беременных при рентгенологических обследованиях (катаракта, слепота, микрофтальм), гипертиреоза, инфекционных болезней с избыточным или длительным введением сульфаниламидных препаратов, вызывающих гипогликемию у лиц, больных сахарным диабетом (аплазия зрительного нерва, слепота, катаракта) и т.п.

Перечисленные и другие изменения могут быть обусловлены и наследственными факторами.

Ковалевский Е.И.
Похожие статьи
показать еще
 
Анатомия и патанатомия