Интервью врачей и специалистов:

Послеоперационный психоз у пожилых людей: ответы и советы врача

Наталья 22 Августа в 4:05 3337 0
Послеоперационный психоз у пожилых людей: ответы и советы врача

Доктор Томас Робинсон, известный американский хирург

Доктор Томас Робинсон (Thomas Robinson) – известный американский хирург, профессор хирургии на медицинском факультете Университета Колорадо.

Выпускник Стэнфордского университета.

Специализируется на лапароскопической и эндокринной хирургии, оперативном лечении грыж брюшной стенки и геморроя.

В нашей сегодняшней статье доктор Робинсон ответит на вопросы и даст несколько советов, касающихся послеоперационного психоза – состояния, которое нередко наблюдается у пожилых людей после перенесенной хирургической операции.

- Доктор, что представляет собой послеоперационный психоз?

- Послеоперационный психоз, иногда именуемый послеоперационным делирием – это внезапное нарушение психического состояния после хирургического вмешательства, сопровождающееся агрессивностью или возбуждением, сонливостью или отсутствием активности и мотивации, иногда с их чередованием.

Послеоперационный делирий считается одним из наиболее частых осложнений у пожилых пациентов.

Это осложнение значительно удлиняет сроки пребывания в стационаре и повышает смертность, а также крайне негативно отражается на итоговой стоимости лечения и реабилитации.

Причин психоза быть достаточно много – это лекарственные препараты, инфекции, нарушение электролитного равновесия, продолжительная иммобилизация. У некоторых пожилых людей само по себе оперативное вмешательство может стать причиной психического нарушения.

- Можно ли предотвратить послеоперационный психоз? Посоветуйте, что нужно сделать для этого?

- Наши исследования говорят о том, что до 40% случаев послеоперационного психоза у пожилых пациентов действительно можно предотвратить.  Медперсонал может контролировать большинство факторов.

Клиническое руководство по послеоперационному делирию Американского общества гериатрии приводит следующие рекомендации для медицинского персонала:

•    Не допускать возникновения каких-либо инфекций
•    По возможности давать пациенту прогуливаться несколько раз в день
•    Напоминать пациенту о месте нахождения и времени дня
•    Разрешить пациенту пользоваться слуховым прибором и очками
•    По возможности избегать катетеризации и других ограничивающих свободу процедур
•    Свести к минимуму использование снотворных, но избегать ночных пробуждений
•    Обеспечить адекватное послеоперационное обезболивание, желательно без опиоидов
•    Убедиться, что пожилой пациент получает достаточно жидкости
•    Избегать медикаментов, способных привести к развитию психоза

Среди лекарственных препаратов, которые чаще всего вызывают психоз у пожилых пациентов, относятся противотревожные, снотворные, антидепрессанты, противопаркинсонические, а также отдельные препараты для лечения гиперактивного мочевого пузыря и синдрома раздраженного кишечника.

- Что будет, если послеоперационный делирий не лечить?

- Послеоперационный делирий может повлиять на процесс восстановления пожилого пациента.

Если это состояние не лечить или отсрочить лечение, то психическое и физическое состояние может ухудшиться. Я утверждаю: послеоперационный делирий – это неотложное медицинское состояние, которое требует немедленного профессионального вмешательства.

- Что может быть предпринято врачом при послеоперационном психозе?

- В первую очередь врач постарается выяснить, что послужило причиной психоза. Это будет сделано как можно скорее: пересмотрен список назначенных препаратов, проанализированы условия пребывания пациента.

Возможно, врач захочет переговорить с вами, если вы присматриваете за больным.

Далее должны быть предприняты меры, которые мы описали выше. Адекватное медикаментозное лечение и режим дня создают оптимальные условия для выздоровления таких пациентов.

Отдельное внимание уделяется профилактике обезвоживания и недоедания, запоров, пролежней, скованности суставов.

В некоторых случаях, если агрессия пациента представляет угрозу для него самого или для медперсонала, назначаются сильные успокоительные (антипсихотические) препараты.

Новые рекомендации Американского общества гериатрии гласят, что пожилым пациентам с послеоперационным психозом, которые не пребывают в состоянии чрезмерного возбуждения и не угрожают себе и окружающим, антипсихотические препараты и бензодиазепины давать не следует.

- Что Вы посоветуете делать семье и родственникам больного?

- Поддержка родных действительно важна для пациентов с послеоперационным психозом:

•    Не оставляйте больного без наблюдения, сменяйте друг друга возле его постели. Само присутствие друзей и родственников даст больному ощущение комфорта, уверенности и безопасности.
•    Принесите больному его слуховой аппарат, очки, зубные протезы – все то, что ему необходимо в повседневной жизни. Это позволит ему лучше ориентироваться в окружении и вернет спокойствие.
•    Создайте в палате больного маленький уголок родного дома: принесите сюда знакомые фотографии, любимую подушку и одеяло, некоторые бытовые мелочи (если это разрешено).
•    Помогайте пожилому человеку вспомнить, где он находится, какой сейчас день и время. Разумеется, это следует делать максимально тактично и ненавязчиво, не вызывая у него тревоги.
•    Поощряйте больного к умственной и физической активности, дозволенной врачом. Это могут быть простые беседы, игры, прогулки. Спросите разрешения выходить на свежий воздух.

Существует много способов, какими вы можете помочь.

Самое главное – внимательно присматриваться к любым переменам в поведении больного. Вы знаете любимого человека лучше, чем медработники.
Похожие статьи
  • 14.08.2015 2349 14
    Послеродовая депрессия в вопросах и ответах

    Доктор Уильям Бердсли (William Beardslee) – заведующий отделением психиатрии Детской больницы Бостона, профессор детской психиатрии, преподаватель Гарвардской школы медицины. Доктор Бердсли на протяжении многих лет занимается вопросами влияния психических заболеваний родителей на психоэмоцио...

    Психика человека