Типология ролей и психокоррекционная работа с детьми в дисфункциональных семьях

Наталья 26 Февраля в 0:00 712 0


Типология ролей и психокоррекционная работа с детьми в дисфункциональных семьях

Типология ролей, принимаемых детьми в дисфункциональных семьях

Как взрослые, так и дети в алкогольных и других дисфункциональных семьях принимают на себя определенные роли.

Это реакция на хронический стресс, каким является алкоголизм родителей.

Роль складывается неосознанно и очень рано, даже в 2-летнем возрасте.

Поскольку роли помогают детям выжить, то они получили название: «роли выживания».

Описаны четыре основные роли:
1. Герой семьи. Это ответственный ребенок с высокими достижениями в учебе либо в спорте, но уделяющий мало внимания своим любимым интересам. На первое место он ставит интересы других. Может быть лидером в классе или компании, активен в ситуациях, требующих действия. Часто это старший или единственный ребенок в семье.

2. Проблемный ребенок, «козел отпущения», бунтовщик. Использует негативные формы поведения для привлечения к себе внимания. Чувствует себя эмоционально отвергнутым, своим поведением бросает вызов семье. Как он сам, так и его друзья постоянно попадают в трудные ситуации. Окружающие считают его возмутителем спокойствия. Легко вовлекается в группы сверстников, употребляющих алкоголь и наркотики.

3. Потерянный ребенок. Кроткий ребенок, который держится изолированно от всей семьи, живет в мире фантазий. Проводит время в одиночестве, за тихими занятиями, сильно страдает от одиночества. Родители считают, что он не нуждается во внимании, так как сам может позаботиться о себе. Дисциплину не нарушает. Любит помогать оказавшимся в беде, свои трудности считает менее важными, чем трудности других, уступает во всем другим. По мере взросления может приобщиться к употреблению наркотиков с целью достижения психологического комфорта.

4. Талисман семьи. Часто это младший ребенок в семье, всеми любимый; его поведение всерьез не принимают из-за возраста. Гиперактивен, использует шутки, дурачества, чтобы привлечь к себе внимание и смягчить тяжелую психологическую атмосферу семьи. С этой же целью играет роль клоуна.

Общими особенностями детей - "исполнителей" всех четырех ролей являются их внутренние чувства, среди которых доминируют душевная боль, страх, стыд, вина.

Один и тот же ребенок может в разное время выступать в разных ролях. Роли могут меняться. Например, с уходом из дома "героя семьи", допустим, на учебу или в армию, младший его брат, слывший бунтовщиком, может стать серьезнее, ответственнее и как бы занять место "героя".

Если не помогать этим детям, не заниматься психокоррекцией, то будущее детей может осложниться новыми проблемами. Так, "герой семьи", вынужденный очень быстро взрослеть, в зрелом возрасте не может справиться с поражениями, своими ошибками, считает себя ответственным за все происходящее вокруг очень много работает и становится трудоголиком.

Проблемный ребенок может стать делинквентным подростком. Закрепившееся в его реакциях чувство гнева, желание бросать вызов окружающим затрудняет его адаптацию в семье и обществе.

"Потерянный ребенок" из-за своей интроверсии склонен к дальнейшей изоляции и депрессии. А талисман семьи не в состоянии справляться с различными стрессами, его компульсивная потребность во внимании затрудняет межличностные взаимоотношения; у него легко возникает зависимость от алкоголя и наркотиков.



Таким образом, воспитание в семье с наличием больного родителя сопряжено с возникновением у ребенка психологических особенностей, требующих психокоррекции.

Психокоррекционная работа с детьми школьного возраста

В этом разделе речь идет о работе с детьми из семей больных родителей - одного или обоих. В то же время есть основания полагать, что внуки больных алкоголизмом отличаются теми же психологическими особенностями и нуждаются в такой же помощи, как и дети больных родителей.

Разумеется, чтобы помочь детям, необходимо, прежде всего, позаботиться о лечении от алкоголизма или наркомании их родителей. Безусловно, лечение родителей очень важно. Однако выздоровление родителей само по себе не избавляет детей от вышеописанных проблем, вызванных болезнью отца или матери. Все же имеются данные о том, что в периоды длительных ремиссий у родителей функционирование детей и их адаптация существенно улучшаются.

Помощь детям может быть оказана как в целевых группах, так и в процессе семейной терапии.

Цели индивидуальной и групповой психотерапии детей школьного возраста могут быть следующие:
- устранение чувства вины и стыда;
- повышение самоуважения, самооценки;
- смягчение депрессивно-невротических реакций;
- лечение синдрома детской гиперактивности.

Специалисты - школьные психологи, социальные работники, психотерапевты и др. - могут обсуждать с детьми вопросы влияния алкоголизма (наркомании) на семью. В пре- и пубертатном возрасте значительное место среди детских проблем занимают различные нарушения поведения; следовательно, задачами психотерапии могут быть такие: немедленная коррекция антисоциального поведения; улучшение способности родителей эффективно дисциплинировать своих детей; как можно больше отсрочить знакомство детей с алкоголем и предупредить употребление других одурманивающих веществ.

Деликатной проблемой является проблема идентификации, т.е. выявления тех детей, чьи родители больны наркологическими заболеваниями. Дело в том, что в общественном сознании с алкоголизмом сочетается отрицательная стигматизация, т.е. тень позора, греха.

Преодоление негативных последствий такой стигматизации возможно путем разъяснения сущности болезни, создания у детей навыков сохранения чувства собственного достоинства при любом поведении родителей и т.д. Взрослые, работающие с детьми, могут способствовать вовлечению их в группы самопомощи типа Алатин.

Работа с родителями, помимо преодоления их созависимости (см. следующую главу) предполагает направление их усилий на удовлетворение тех потребностей детей, которые длительное время не реализовывались из-за болезни родителя.

Они состоят в следующем: защита от физической и психологической агрессии родителей; любовь, поддержка, комфорт и воспитание; удовлетворяющие ребенка эмоциональные взаимоотношения со взрослыми мужчинами и женщинами; уважение в своей семье и обществе; снятие стресса; внимание к переживаемым ребенком проблемам, его праву на поиск помощи; устранение проблем, возникших в результате неудовлетворения потребностей.

В.Д. Москаленко
Похожие статьи
показать еще
Prev Next