Созависимость в семьях наркологических больных

Наталья 26 Февраля в 0:00 870 0


Созависимость в семьях наркологических больных
Больной, страдающий зависимостью от психоактивных веществ (ПАВ), редко живет в изоляции, один.

Обычно он проживает в семье, либо в родительской, либо в им созданной - с детьми, супругой(м).

Болезненная зависимость одного из членов семьи неизбежно нарушает внутрисемейные взаимоотношения.

Члены семей обнаруживают расстройства, обозначаемые термином "созависимость" (со - приставка, указывающая на совместность, сочетанность действий, состояний).

Созависимость является мучительным состоянием для страдающего ею (подчас даже более чем сама зависимость от ПАВ). Созависимые члены семьи используют такие правила и формы взаимоотношений, которые поддерживают ее в дисфункциональном состоянии.

Созависимость - это фактор риска рецидива зависимости у больного. Созависимость - это фактор риска возникновения различных нарушений у потомства, в первую очередь той же зависимости. Созависимость - это почва для психосоматических заболеваний и депрессии.

Когда говорят о слабой эффективности лечения больного с зависимостью, то сетуют на средовой фактор, снижающий ее, - "больной вернулся в ту же среду". Действительно, среда, в которой употребляют ПАВ, может способствовать рецидиву. Но не менее важно (возможно, что даже более важно) то обстоятельство, что больной вернулся после лечения в туже внутрисемейную среду.

Зависимость от ПАВ - семейное заболевание. Некоторые исследователи рассматривают ее как симптом дисфункции семьи. Из этого следует, что система наркологической помощи должна предусматривать не только лечение зависимости от алкоголя и наркотиков, но и лечение созависимости.

Помощь необходима как больному, так и его супруге, родителям больного, равно как и другим родственникам, совместно с ним проживающим. Почва, питающая созависимость, - это жизнь в дисфункциональной семье.

Сравнение функциональных и дисфункциональных семей

Дисфункциональные семьи

Негибкость ролей, функции ригидны. Правила негуманны, им невозможно следовать. Границы личности либо отсутствуют, либо ригидны. Коммуникации непрямые и скрытые. Чувства не ценятся.

Запрет на выражение некоторых чувств. Поощряется либо бунтарство, либо зависимость и покорность. Индивиды не способны разрешать конфликты. Воспитание в дисфункциональной семье формирует те психологические особенности, которые составляют "почву" созависимости.

Функциональные семьи

Гибкость ролей, взаимозаменяемость функций. Правила гуманны и способствуют гармонии в отношениях, поощряется честность.

Границы личности признаются и уважаются.

Коммуникации прямые.

Чувства открытые.

Свобода высказывать свое мнение.

Поощряются рост и независимость.

Индивиды способны видеть и разрешать конфликты.

Основные характеристики созависимости

Низкая самооценка

Это основная, фундаментальная характеристика созависимых лиц, на которой базируются все остальные. Отсюда вытекает такая их особенность, как направленность вовне. Созависимые полностью зависят от внешних оценок, от взаимоотношений с другими, хотя они слабо себе представляют, как именно другие должны к ним относиться.

Из-за низкой самооценки созависимые могут постоянно себя критиковать, но они не переносят, когда другие их критикуют. Тогда они самоуверенно настаивают на своей правоте, негодуют, сердятся.

Созависимые не умеют принимать комплименты и похвалу должным образом. Комплименты могут даже усиливать у них чувства вины или своей неадекватности. В то же время у них нередко портится настроение в результате отсутствия такой мощной подпитки чувства своей самоценности, как "словесные поглаживания" другими, по Э. Берну. В глубине души созависимые не считают себя достаточно хорошими людьми, они испытывают чувство вины, когда тратят на себя деньги или позволяют развлечения.

Созависимые говорят себе, что они ничего не могут сделать как следует, и очень боятся делать ошибки. В их сознании и лексиконе доминируют многочисленные долженствования: "я должна", "ты должен". "Как я должна вести себя с мужем?", "Что мне делать с дочерью-наркоманкой, пока что я заперла ее в комнате и отключила телефон", - вот обязательные вопросы, которые задают психотерапевту созависимые.

Созависимые стыдятся пьянства мужа либо наркомании сына или дочери. Эти проблемы они скрывают как большой секрет семьи. Созависимые родители наркоманов держат в секрете свои проблемы не только от друзей и знакомых, т. е. от внешнего мира, но они пытаются скрыть проблемы и внутри семьи: "Разве я могу сказать своей матери, что мой сын, ее единственный внук - наркоман? Это убьет маму". А в это время бабушка наркомана уже давно узнала сама о болезни внука и страдает от того, что не может открыто говорить с дочерью на эту тему.

Низкая самооценка движет созависимыми, когда они стремятся помогать другим. Поскольку они не верят, что могут быть любимыми и ценными сами по себе, то пытаются заработать любовь и внимание других. Так, они в семье становятся незаменимыми, вернее думают, что они незаменимы.

"Весь смысл моей жизни - это мои мужчины", - говорит 40-летняя жена алкоголика, находящегося в состоянии длительной ремиссии, и мать 20-летнего сына-наркомана. - "Я встаю утром раньше всех, все у меня готово к тому времени, когда они встанут. Я даже им зубную пасту на щетки выдавливаю. Они встают, умываются, а я в это время постельки заправлю, и мне хорошо. Мне они только один раз в жизни тоже выдавили на щетку зубную пасту, и мне этого достаточно". - А между тем в этой семье есть еще один ребенок - 3-летняя девочка. Почему-то она в рассказе матери она не занимала значимого эмоционального положения. Вся жизнь созависимой женщины сконцентрировалась на "моих мужчинах".

Компульсивное желание контролировать жизнь других

Созависимые жены, матери, сестры, отцы, мужья, братья больных с зависимостью - это контролирующие близкие. Они верят, что в состоянии контролировать все на свете. Чем хаотичнее ситуация дома, тем больше усилий по ее контролю.

Они думают, что могут сдерживать пьянство своего близкого либо "запретить" ему употребление наркотиков. Созависимые думают, что могут контролировать восприятие других через производимое на них впечатление. Им кажется, что окружающие видят их семью такой, какой они ее изображают.

Созависимые уверены, что лучше всех в семье знают, как события должны происходить, как другие члены семьи должны себя вести. Даже на консультации у психотерапевта в присутствии других членов семьи мать в императивной форме делает замечание 21-летнему сыну: "Когда прощаются, то смотрят при этом в глаза".

Созависимые боятся позволить близким быть самими собой, такими, какие есть по своей природе и позволить событиям протекать естественным путем, дать жизни состояться.

Для контроля над другими созависимые пользуются различными средствами - угрозами, уговорами, принуждением, советами, подчеркиванием беспомощности других: "Муж без меня пропадет", "Сын не может понимать необходимость лечения, поэтому я должна его упрятать в больницу".

В качестве средства контроля над другими часто используются манипулирование и навязывание чувства вины. Попытка взять под контроль практически неконтролируемые события приводит созависимых к депрессии. Невозможность достичь цели в вопросах контроля они рассматривают как собственное поражение, как утрату смысла жизни. Повторяющееся поражение усугубляет депрессию.

Другими исходами контролирующего поведения созависимых являются фрустрация, раздражение, гнев. Боясь утратить контроль над ситуацией, созависимые сами попадают в зависимость от событий или своих близких, больных с зависимостью. Например, мать наркомана увольняется с работы, чтобы контролировать поведение сына.

Но наркомания продолжается, и она практически контролирует жизнь матери, распоряжается ее временем, ее профессией, ее самочувствием, ее психическими ресурсами.

Желание заботиться о других, спасать других

Тот, кто работает в области наркологии, часто слышит от родственников: "Хочу спасти своего мужа (сына)".

Спасать других - призвание созависимых. Они любят заботиться о других, часто они выбирают так называемые помогающие профессии - врача, медсестры, учительницы, психолога, воспитательницы. Все это было бы хорошо, если бы отношение к значимым близким действительно помогало им спасать больных с зависимостью от ПАВ. Забота о других перехлестывает разумные, нормальные размеры, может принимать карикатурный характер.

Поведение созависимых вытекает из убежденности в том, что именно они ответственны за чувства, мысли, действия других, за их выбор, за их желания и нужды, за их благополучие, за недостаток благополучия и даже за саму судьбу. Созависимые берут на себя ответственность за других, при этом совершенно безответственно относятся к собственному благополучию. Они плохо питаются, плохо спят, не посещают врачей, не знают своих собственных потребностей.

Спасая больного, созависимые лишь способствуют тому, что он будет продолжать употреблять алкоголь или наркотики. В этих случаях они злятся на больного. Попытка спасать почти никогда не удается - это всего лишь деструктивная форма поведения, деструктивная и для зависимого, и для созависимого человека.

Однако желание спасать так велико, что созависимые могут делать то, что они, в сущности, не хотели делать. Созависимые говорят "да", когда им хочется сказать "нет". Они делают для близких то, что те сами могут сделать для себя. В действительности они делают больше за кого-то, чем для кого-то. Они удовлетворяют нужды своих близких и тогда, когда те не просят их об этом и даже не согласны, чтобы это для них делали.



Созависимые постоянно отдают больше, чем сами получают от своих близких. Они говорят за другого, думают за него, верят, что могут управлять его чувствами, и не спрашивают, чего он хочет. Они решают проблемы другого, хотя подобное решение чужих проблем редко бывает эффективным. В совместной деятельности, например, в ведении домашнего хозяйства они делают больше, чем им следовало бы делать при справедливом разделении обязанностей.

Такая "забота" о других предполагает некомпетентность, беспомощность другого, неспособность его делать то, что делает за него созависимый близкий. Все это дает возможность созависимым чувствовать себя постоянно необходимыми, незаменимыми. "Спасатель" нуждается в том, чтобы в нем нуждались.

Созависимые пытаются спасать других, потому что для них это легче, чем переносить дискомфорт и неловкость, а часто и душевную боль, сталкиваясь с неразрешенными проблемами своих близких. Они не научились говорить: "Это очень печально, что у тебя такая проблема. В какой помощи от меня ты нуждаешься?" Созависимые говорят так: "Я здесь. Я сделаю это за тебя".

Если созависимый человек не научится распознавать моменты, когда он оказывается спасателем, то он будет постоянно позволять другим виктимизировать его, т.е. ставить в положение жертвы. Фактически сами созависимые участвуют в процессе собственной виктимизации.

Чувства

Многие поступки созависимых мотивированы страхом - основой развития любой зависимости. Содержание страхов может касаться чего угодно. Часто это страх столкновения с реальностью, быть брошенной, страх, что случится самое худшее, страх потери контроля над жизнью и т.д.

Когда люди живут в постоянном страхе, у них возникает прогрессирующая тенденция к ригидности мыслей, переживаний, тела, духа, души. Страх сковывает свободу выбора.

Мир, в котором живут созависимые, давит на них, он неясен им, полон тревожных предчувствий, ожидания плохих известий. В этих обстоятельствах созависимые становятся все более упорными, упрямыми, ригидными и усиливают свой контроль над окружающим Они отчаянно пытаются удержать иллюзии построенного ими мира.

В эмоциональной палитре созависимых, наряду со страхом, живут другие так называемые негативные эмоции: тревога, стыд, вина, затянувшееся отчаяние, паника, гнев, ненависть, негодование и даже ярость.

Наблюдается у них одна неожиданная особенность эмоциональной сферы - обнубиляция чувств. Это затуманивание чувств, неясность восприятия либо полный отказ от чувств. Иногда можно услышать от созависимой женщины: "Я стала деревянной, мертвой".

По мере длительности стрессовой ситуации в семье у созависимых растет переносимость эмоциональной боли, нарастает толерантность в отношении негативных эмоций. Помогает росту толерантности такой механизм эмоционального обезболивания, как отказ чувствовать, потому что чувствовать слишком больно.

Порой жизнь созависимых протекает так, как будто она и не воспринимается всеми их чувствами. У них как будто утрачены навыки распознавания и понимания своих чувств. Они могут не заметить реально надвигающуюся опасность. Они слишком поглощены тем, чтобы удовлетворять желания других людей, может быть, поэтому утратили ощущение самих себя.

Созависимый человек оказывается как бы не в фокусе своего сознания. В центре его сознания - больной. Созависимость - это отказ от себя. Созависимые даже иногда думают, что не имеют права на собственные чувства, они готовы отречься от своего чувственного опыта: "Как я могу наслаждаться здоровьем, когда мужу так плохо?".

Созависимые привыкают к искажению своих чувств. Они усвоили еще в родительском доме, что можно испытывать лишь социально приемлемые, "разрешенные" чувства. Созависимая жена хочет видеть себя доброй, любящей, но на самом деле у нее доминируют гнев либо даже негодование в связи с пьянством мужа. В результате ее гнев трасформируется в чувство своей правоты, самонадеянность, самоуверенность. Трансформация чувств происходит подсознательно.

Гнев занимает большое место в жизни созависимых. Они чувствуют себя уязвленными, обиженными, рассерженными и обычно склонны жить с людьми, которые чувствуют себя точно так же.

Созависимые боятся своего гнева и гнева других людей. Гнев часто используется для того, чтобы держать на расстоянии от себя того человека, с которым им трудно строить взаимоотношения: "Я сержусь - значит, он уйдет".

Созависимые подвергают свой гнев вытеснению, подавлению, что, однако, не приводит к облегчению, а лишь усугубляет состояние. Из-за подавленного гнева созависимые могут много плакать, становиться подавленными, переедать, длительно болеть, совершать отвратительные поступки для сведения счетов, проявлять враждебность, у них наблюдаются вспышки насилия. Созависимые считают, что их "заводят", вынуждают злиться, и они наказывают за это других людей.

Вина, стыд часто присутствуют в психическом состоянии созависимых. Они стыдятся как собственного поведения, так и поведения своих близких, страдающих зависимостью. У созависимых нет четких границ своей личности. Стыд может их приводить к социальной изоляции. Чтобы скрыть "позор семьи", созависимые перестают ходить в гости и приглашать друзей к себе.

Негативные чувства этих лиц в силу своей интенсивности могут генерализоваться, и распространяться на других людей, в том числе и на врача. Легко возникает у них ненависть к себе, которую они проецируют на других вследствие действия механизмов психологической защиты. Сокрытие стыда, ненависти может внешне выглядеть как надменность и демонстрация превосходства над другими. Это еще один вариант трансформация чувств.

Отрицание. Созависимые используют все формы психологической защиты - рационализацию, минимизацию, вытеснение, - но более всего отрицание. Они склонны игнорировать проблемы или делать вид, что ничего серьезного не происходит ("просто вчера он пришел пьяный")

Они как будто уговаривают себя, что завтра все будет лучше. Порою они упорно занимаются чем-то, чтобы не думать о главной проблеме.

Созависимые легко обманывают себя, верят в ложь, верят всему, что им сказали, если сказанное соответствует желаемому. Самым ярким примером легковерия, в основе которого лежат созависимость и отрицание проблемы, является ситуация, когда жена больного алкоголизмом продолжает десятилетиями верить, что он бросит пить и все само собой изменится к лучшему. Созависимые хотят верить, а если они хотят, чтобы так было, то так и должно быть - по их логике. Они видят только то, что хотят видеть, и слышат только то, что хотят слышать.

Отрицание помогает созависимым жить в мире иллюзий, поскольку правда настолько болезненна, что они не могут ее вынести. Отрицание - это тот механизм, который дает им возможность обманывать себя.

Однако нечестность даже с самим собой - это уже утрата моральных принципов. Ложь антиэтична. Обманывать себя - это деструктивный процесс как в отношении себя, так и других. Обман - форма духовной деградации.

Созависимые отрицают у себя наличие признаков созависимости. Именно отрицание мешает мотивировать их на преодоление своих собственных проблем, мешает им попросить помощи, затягивает и усугубляет зависимость от ПАВ у больного, позволяет созависимости прогрессировать и держит всю семью в дисфункциональном состоянии.

Болезни, вызванные стрессом. Телесные недуги сопровождают жизнь созависимых. У них наблюдаются психосоматические нарушения: язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, колиты, гипертензия, головные боли, нейроциркуляторная (вегетососудистая) дистония, астма, тахикардия, аритмии и другие. Они легче, чем другие, становятся зависимыми от алкоголя, наркотиков и лекарств (транквилизаторов).

Созависимые болеют потому, что пытаются контролировать то, что в принципе контролю не поддается, - чью-то жизнь. Они стремятся все делать идеально, безупречно и близки к перфекционизму. Они тратят так много сил на то, чтобы выжить, что у них развивается связанная со стрессом функциональная недостаточность.

Появление психосоматических заболеваний свидетельствует о прогрессировании созависимости. Оставленная без внимания, созависимость может привести к смерти из-за психосоматического заболевания, из-за суицида, из-за невнимания к собственным проблемам.

Поражение духовной сферы

Духовность в рамках концепции созависимости определяется как качество взаимоотношений с субъектом (человеком) или объектом, наиболее значимым, важным в нашей жизни. Духовность связана с системой отношений и ценностей человека.

К наиболее значимым и ценным взаимоотношениям относятся взаимоотношения с самим собой, с семьей, с обществом и с Богом. Если у больного по мере развития заболевания эти взаимоотношения и связанные с ними ценности вытесняются отношениями с ПАВ, то у созависимых они вытесняются патологически измененными взаимоотношениями с больным членом семьи.

По нашим наблюдениям, среди созависимых много людей, верующих в Бога. Нередко к вере они пришли во время болезни своего близкого и теперь видят опору в Боге, молитва дает им поддержку и облегчение. Но даже взаимоотношения с Богом у них иногда омрачаются вспышками гнева и негодования. Возникает гневный вопрос: "За что мне такие мучения?"

Таким образом, проявления созависимости весьма многообразны. Они касаются всех сторон психической жизни, мировоззрения, поведения человека, системы верований и ценностей, а также физического здоровья.

В.Д. Москаленко
Похожие статьи
показать еще
Prev Next