Психотерапия созависимости в наркологии

Наталья 26 Февраля в 0:00 384 0


Психотерапия созависимости в наркологии
Программа преодоления созависимости включает в себя информирование по вопросам зависимости от ПАВ, созависимости, дает представление о семье как системе, предусматривает тренинг и освоение навыков здоровых взаимоотношений в семье на основе уважения других, учит способам отреагирования чувств, выражения любви к детям и другим членам семьи.

В процессе преодоления созависимости рекомендуется сочетать специальную программу групповой психотерапии с сеансами индивидуальной психотерапии, супружеской и семейной психотерапии, а также посещение групп Ал-Анон, Нар-Анон, чтение литературы по затрагиваемым вопросам.

Психотерапевт может использовать такие формы работы: лекции, индивидуальное консультирование, семейное консультирование с составлением родословной (генограммы), индивидуальная и групповая психотерапия; редко, по показаниям, медикаментозная терапия.

Практикуется ведение дневника, выполнение домашних заданий. Групповая психотерапия - главный метод преодоления созависимости.

Само собой разумеется, что психотерапевт лишь предлагает лечение, а созависимые лица выбирают его или не выбирают. Работа основана на добровольности. Отсев из первоначального состава группы неизбежен, что не должно смущать психотерапевта. Сопротивление любому вмешательству - типичная характеристика созависимых. Девизом их могли бы быть слова: "Умру, но не изменюсь".

Формирование психотерапевтической группы происходит после индивидуальных консультаций, в ходе которых изучаются внутрисемейная ситуация, характер взаимоотношений между членами семьи, "горячие точки" семьи, а также психическое состояние обратившегося за помощью, степень выраженности созависимости.

Желательна консультация либо даже участие в групповой работе самого больного. В нашем опыте первыми за помощью обращались жены больных алкоголизмом либо матери больных наркоманией. Больные в это время либо уже находились на лечении у другого врача данного лечебного учреждения, либо приходили на лечение в то время, когда родственники уже работали по программе преодоления созависимости.

Иногда лечение проходили одновременно больной в стационаре и родственник в амбулаторных условиях. Около половины из тех больных, которые ранее отказывались от лечения, приходили с просьбой о помощи по завершении их родственником работы в группе.

Проведение всего курса психотерапии обеспечивается творческим подходом. Несмотря на разработанный сценарий каждого занятия, работа строится с учетом настроения в группе; иногда приходится "сдвигать" сценарий в сторону вопроса, более актуального для группы именно сейчас.

В качестве обратной связи с группой мы используем практику обязательного подведения итогов каждого занятия. Это делает один из участников по собственному желанию. Кто-то другой берет на себя функцию выразить благодарность созависимым за участие в группе - с перечислением и подчеркиванием того, что именно сегодня делали участники группы.

Мы практикуем сбор записок, в которых просим указать те 3 положения, которые участник вынес сегодня из группового занятия. Это дисциплинирует мышление участников, помогает закреплению материала и весьма полезно для психотерапевта.

Содержание записок не разглашается без позволения их авторов, но может использоваться в дальнейших занятиях. Начинается каждое занятие с самопредставления, нескольких слов каждого о себе, о своем актуальном самочувствии; при этом лучше говорить о том, что мы чувствуем, чем отмечать, как мы себя чувствуем. Этот прием дает навык идентификации чувств.



Заканчивается занятие молитвой о спокойствии духа либо «молитвой» из формул гештальт-терапии.

Приводим тезисное изложение тем, которые можно обсуждать в группах преодоления созависимости.

Тема: "Работа с чувствами"

Цель - научиться определять свои чувства, попрактиковаться в их выражении словами либо языком тела и пр., увидеть сходство своих чувств с чувствами других людей, почувствовать, что есть "резерв" неиспользуемых чувств, понять, что все наши чувства хороши. На примере одного из чувств (например, страха, гнева) понять, как эти чувства могут быть выражены неразрушительным, здоровым образом.

Что Вы чувствуете? (Но не: Как Вы себя чувствуете?)

Можно предложить группе обсудить следующие вопросы:
1. Какие чувства считались нормальными в Вашей семье? Проявления каких чувств были под запретом?
2. Были ли в Вашей жизни события, которые заставили вас отгородиться от определенных чувств?

Развод родителей.

Наркомания или алкоголизм одного из членов семьи. Оскорбление - физическое, эмоциональное, сексуальное. Насмешки окружающих, болезненные прозвища. Иные.

3. Какие события помогли Вам вновь испытывать всю гамму чувств? Ответами могут быть следующие примеры:

Родители всегда выслушивали меня и позволяли обсуждать с ними все мои переживания. Учитель, тренер, воспитатель проявляли ко мне живой интерес. Группа психологической поддержки.

Священник помог мне уже в зрелом возрасте избавиться от комплексов. Иные.

Если для группы актуальны какие-то определенные чувства, то можно поработать над ними. Возьмем для примера страх. Страх испытывают часто как зависимые, так и созависимые люди. Страх - это выученная эмоция.

Следовательно, путем обучения можно обуздать его.
1. Перечислите 1 - 2 из своих страхов, которые Вы испытывали сегодня.
2. Как эти страхи ограничивали Вашу жизнь сегодня?
3. Что Вы можете сделать, чтобы уменьшить эти страхи?

При обсуждении ответов на вопросы упражнения можно подвести участников группы кболее глубокому осмыслению страха через другие чувства.

Страх - это чувство беспомощности, тревоги, беспокойства, ужаса, вызванное ожиданием опасности, боли, несчастья.

Что мы можем делать со своими страхами?

Здесь суммируется опыт участников дискуссии.

В резюме можно включить следующее:
1. Мы можем выбросить из своего лексикона негативные слова и фразы типа "Я ничего не могу поделать с собой..."
2. Мы можем заниматься по настоящей программе либо по Программе 12 шагов.
3. Мы можем сбалансировать свою жизнь.
4. Мы можем расширить зону комфорта, идя на риск.
5. Мы можем упражняться в технике расслабления. Список можно продолжить.

Аналогичным образом можно работать с гневом, стыдом, либо с такой реакцией на чувства, как слезливость.

В.Д. Москаленко
Похожие статьи
показать еще
Prev Next