Этапы психологического и социального аспектов реабилитации в наркологии

Наталья 26 Февраля в 0:00 301 0


Этапы психологического и социального аспектов реабилитации в наркологии

Первый этап реабилитации

На первом этапе реабилитации наркологических больных осуществляется полное обследование, проводится психологическое и психотерапевтическое консультирование, применяются психотерапевтические методики, направленные на создание устойчивых мотивов участия больного в реабилитационной программе, а для больных с высоким УРП - на окончательный отказ от употребления ПАВ, проводится оценка эффективности психотерапевтической работы.

Независимо от условий реабилитационного учреждения (стационар, амбулатория) все больные ориентируются на соблюдение личной гигиены и самообслуживанию.

Больные с высоким УРП сразу же привлекаются к работе или учебе, к занятиям спортом, к участию в кружках по интересам.

Кроме того, для этих больных могут быть использованы такие виды реабилитационных технологий, как все виды арт-терапии, бьютитерапия, организованный досуг.

Больным со средним и низким УРП вышеуказанные технологии назначаются в неполном объеме; в частности, из арт-терапевтических технологий - рисование, лепка, аудио- и видиомероприятия, а из технологий организованного досуга - прогулки, выполнение посильного домашнего задания, чтение книг и проч.

Активно используются следующие психолого-психотерапевтические методики, техники и упражнения воздействия на больного (индивидуальные и групповые): мотивационные, проблемно-ориентированные, коммуникативные, ориентированные на получение обратной связи, игровые, ролевые.

Особое внимание уделяется постепенному внедрению программы, направленной на предотвращение срывов заболевания, или крэйвинг-терапии. Больные привлекаются к анализу и интерпретации результатов обследования с целью выяснения причин возникновения "предвестников срыва" и совместного поиска выхода из сложившейся болезненной ситуации.

В этот период очень важно тесное и согласованное взаимодействие с семьей и ближайшим окружением пациента.

Прежде всего, устанавливается "семейный диагноз", а затем все усилия направляются на психокоррекционную работу, ликвидацию острых межличностных и внутри - личностных конфликтов. Родители обучаются системе взаимодействия со своими больными детьми, умению контролировать их поведение и собственные поступки, которые могут привести к обострению или разрыву отношений, дезадаптации и рецидивам заболевания.

Второй этап реабилитации

Особенность второго этапа (интеграционного) заключается в том, чтобы помочь больному оставаться в программе реабилитации, закрепить мотивацию и навыки противостояния рецидивам заболевания, с этой целью научить его самостоятельно определять предвестники возможного срыва и противостоять им, используя личностные ресурсы, помощь специалистов и членов семьи.

Кроме того, на этом этапе он приобщается к трудовой деятельности и обязательному участию в работе психотерапевтических групп. У больного вырабатываются ответственность за состояние своего здоровья, коммуникативность, навыки сотрудничества с членами наркологической бригады.

Для реабилитации в условиях амбулатории создается динамическая система психологического и социального патронажа жизнедеятельности больных, которые становятся активными членами PC и исполнителями реабилитационной программы.

В результате закрепляется установка на выздоровление, приобретаются навыки самоконтроля, саморегуляции и самоактуализации. План работы с больными включает стратегические и тактические направления, а также практические мероприятия его реализации.

Эти мероприятия направляются на конкретную работу с эмоциями, интеллектом, чувствами, переживаниями, поведением, коммуникативностью, социофобией, ценностной ориентацией. Обязательной составляющей ЛРП является контроль поведения больного в семье, в учебных заведениях, по месту работы и досуга.

Контроль достигается путём установления психотерапевтического контакта с больным и его родственниками, после чего на добровольных началах с ними заключается письменный договор (контракт) на выполнение обязательных условий и правил, предотвращающих срывы и рецидивы заболевания.



Это, прежде всего, контроль со стороны родителей, прекращение любых связей больного с наркоманической (субкультурной) средой, строгое соблюдение им распорядка дня, стабилизация этических отношений в семье, организация нормативного досуга и т.д.

Для второго этапа рекомендуются следующие реабилитационные технологии и методики: "терапия занятостью", "терапия средой", арт-терапия, бьютитерапия, организованный досуг, программы профессиональной подготовки, методики саморегуляции, групповые личностно развивающие методики ("Я успешный", "Формирование эффективного поведения", "Оценка критериев принятия решения").

Вместе с тем, если для больных с высоким УРП используются все вышеперечисленные технологии, методики и их варианты, то для больных со средним и особенно с низким УРП вводится целый ряд ограничений. Прежде всего, в первые полтора - два месяца уменьшается интенсивность физических, интеллектуальных и эмоциональных нагрузок, т.е. сокращается продолжительность рабочего дня, учебы, занятий спортом, объем арт-терапии и организованного досуга (исключаются танцы, драмотерапия, аэробика, культ- и турпоходы).

Для больных основной акцент переносится на реализацию полного объема медицинских, психотерапевтических технологий и терапию реабилитационной средой с дозированным использованием трудотерапии.

Третий этап реабилитации

Третий этап реабилитации (стабилизационный) направлен на закрепление и стабилизацию результатов медицинской, психотерапевтической и социальной работы, достигнутых на предшествующих этапах в условиях PC стационара или амбулатории.

Это, прежде всего, восстановление физического состояния здоровья, формирование устойчивой мотивации и самомотивации, закрепление навыков самоконтроля, оценки критериев принятия решения и их практической реализации, нормализация коммуникативных способностей, стремление к самоактуализации, трудовой деятельности, учебе, устойчивой ценностной ориентации, социальной нормативности, юридической компетентности.

На этом этапе используются все реабилитационные технологии, обеспечивая положительную динамику предшествующих этапов ЛРП. Вместе с тем, акцент переносится на психотерапевтические, трудотерапевтические, социотерапевтические и духовно-ориентированные технологии, без использования которых невозможно завершение образовательной и профессиональной подготовки, обеспечение коммуникативного взаимодействия с семьей, с группами само- и взаимопомощи АН, Нар-Анон, семейными клубами трезвости, создание индивидуальной осознанной системы предотвращения срывов и рецидивов заболевания.

Одновременно решаются социальные и правовые проблемы (обеспечение жильем, трудоустройство и проч.), осуществляется юридическая поддержка. За полтора месяца до завершения третьего этапа ЛРП больные со средним и низким УРП проходят курс психо-социотерапевтической подготовки к выписке из реабилитационного учреждения - с целью реализации индивидуальной программы адаптации и реадаптации вне реабилитационного стационара (центра).

Они добровольно переводятся в амбулаторные реабилитационные учреждения по месту жительства или в "Дома на пол-пути", а также, если имеются соответствующие возможности, трудоустраиваются или получают помощь в поступлении в учебные заведения или в приобретении профессии.

В амбулаторных реабилитационных учреждениях такие больные направляются сразу на третий (стабилизационный) этап реабилитации - естественно, после беседы с врачом и при условии отсутствия противопоказаний. Больным оказываются все виды наркологической помощи, способствующие сохранению ремиссии, обеспечивающие успешную реадаптацию и ресоциализацию. Продолжительность лечебно-реабилитационной помощи в этом случае - не менее одного года.

В.Д. Москаленко
Похожие статьи
показать еще
Prev Next