Закаливание часто болеющих. Иммунитет и примеры закаливания

Наталья 04 Февраля в 0:00 352 0


Закаливание часто болеющих. Иммунитет и примеры закаливания

Иммунитет

Наиболее простое определение иммунитета, пожалуй, это следующее.

Иммунитет - это система организма, отвечающая за сопротивление различным заболеваниям и инфекциям.

Но иммунитет - это одновременно и функция.

И чем лучше работает у человека эта система - функция, тем реже он болеет и тем устойчивее к таким грозным факторам окружающей среды, как загазованность, радиация, плохой микроэлементный состав почвы и воды, нитраты в продуктах и так далее.

Но так как это функция, то его, как и любую функцию организма можно тренировать и детренировать.

Сравним с мышечной системой.

Если папа вечерами лежит на диване и читает газеты, то вряд-ли сможет выступить в школьных соревнованиях "Спортивная семья", а если он регулярно делает зарядку, да еще и с гантелями - то сын с гордостью рассказывает всем во дворе, какой у него сильный папа. Точно так же можно тренировать иммунитет. Чем?

Стимуляция и активация СМ, ВС+АВКУ неспецифических раздражителей достаточной силы. Небольшое охлаждение, короткий сквозняк, физическая нагрузка, парная баня, не длительное пребывание на открытом солнце и т.д. То есть все то, что мы обычно и называем закаливанием.

Кстати, если посмотреть, как мы с вами пытаемся вырастить новорожденного ребенка (после роддома не гулять дней десять, в комнате температура градусов 23-25, купаем в 37-градусной воде, летом укрываем одеялом поверх двух пеленок, никаких сквозняков и охлаждений - т.е. растим в тепличных условиях), то окажется, что мы делаем почти все, чтобы снизить иммунитет и получить часто болеющего ребенка. И это нам удается.

В нашей поликлинике есть группа интенсивного закаливания новорожденных. Ведет ее врач-реабилитолог Кузнецова Тамара Владимировна. Разрабатывая программу для этой группы, мы использовали опыт семей Никитиных, Дубининых, Скрипалевых, Гарковских, теоретические разработки по механизму закаливания профессора Аршавского И.А. и многие другие материалы.

Применяемые нами методики имеют два основных отличия от традиционных - это индивидуальный подход и использование низких температур.

По поводу индивидуального подхода.

Если вам приходилось читать литературу по закаливанию, то наверняка вы видели таблицы определяющие при какой температуре и сколько времени должна проводиться та или иная процедура.

Например - ребенок пяти лет в первую неделю обливается водой 28,5°С в течение 3-х минут, затем снижаем на полградуса каждую неделю. Или - при температуре моря +23°С и воздуха +28, сила ветра 1-2 м/сек., купание разрешено в течение 3,5 минут.

Может быть, вам больше повезло, чем мне, но я никогда не видел на берегу моря маму, которая, определив температуру воды и воздуха, вычислила бы по таблице время купания и с секундомером в руках следила бы за своим сыном. В жизни все бывает значительно проще - губы посинели - вылезай греться. Перестал дрожать - можешь еще раз окунуться.

А если вы живете на верхних этажах, 14 этажной "башни", то отрегулировать воду с точностью до 28,5 градусов невозможно. Только сделал воду - пошел за ребенком, а сосед в это время включил у себя горячую - у меня потекла холодная. Добавил горячей, раздел ребенка, поставил его под душ - а сосед перестал стирать - у меня чуть ли не кипяток идет.

Да и наши градусники для воды имеют погрешность в 1-2 градуса. Кроме того, эти таблицы, учитывая возраст ребенка, не учитывают ни его общего состояния здоровья - часто или редко болеет, давно переболел или нет, ни его сегодняшнего состояния - весел и бодр, или потерял любимую игрушку - и кислый.

Именно для обеспечения индивидуального подхода не просто к сегодняшнему, а к сиюминутному состоянию ребенка мы используем методику дозирования холодовых нагрузок, которая называется "на грани удовольствия" или "на грани терпимости", в зависимости от целей процедуры. Здесь нет нужды ни в таблицах, ни в градусниках, все определяется состоянием ребенка и его реакцией.

Конкретно о методиках - в разделе "Водные процедуры".

Теперь о второй особенности - использовании низких температур.

Выше уже говорилось, что кратковременный холодовый раздражитель - это стимуляция иммунитета. Но его можно использовать и как вообще "запуск" системы иммунитета. Крещение детей в ледяной купели у христиан, купание новорожденных в снегу у народов Севера и Якутии - это и есть лучшая профилактика частых заболеваний в будущем.

Одними из первых в наше время такие процедуры вновь стали практиковать Никитины, а медико-физиологическое обоснование методиками, дал уже упоминавшийся профессор, доктор медицинских наук, руководитель научной лаборатории физиологии раннего возраста Илья Аркадьевич Аршавский.

Кроме того, холод является едва ли не единственным физическим фактором, влияющим на аллергию. У нас занимался Ларионов Алеша, с бронхиальной астмой, нейродермитом. В комплексе лечения было и умывание лица холодной водой.

Примерно через 1-2 месяца после начала занятий он пришел на прием к своему дерматологу, которая, взглянув на него, очень обрадовалась: "Какие хорошие руки и лицо у тебя стали, значит последний крем помог?" Но лучше стали только кисти и лицо, т.е. те области, на которые воздействовал холод.

Так как заболевание типа бронхиальной астмой, бронхита с астматическим синдромом в основе своей имеют аллергическую реакцию, то и лечить их можно с помощью холода.

Как нам удается уменьшить или полностью снять приступ удушья?


Дело в том, что сильный, но короткий холодовый раздражитель, как и любой сильный раздражитель, вызывают в организме физиологический стресс, который ведет к активации всех систем и органов организма.

В том числе, к стимуляции работы коры надпочечников и в кровь начинают поступать гормоны, обуславливающие снятие одышки. То есть вместо того, чтобы вводить внутривенно эуфиллин или преднизолон для купирования приступа, можно, предварительно разогрев или размассировав человека, облить его холодной водой или кратковременно погрузить его в холодную ванну. Такой способ не менее эффективен, но не вызывает привыкания, гормонозависимость и аллергию.



Академик АМН А.Авцин считает, что купание в холодной воде как целебная процедура, возможно, "более полезно, чем это принято считать в широких медицинских кругах" ("Наука и жизнь", № 2, 1970).

И последний момент.

Меня всегда интересовал вопрос, а как лечили ту же пневмонию (воспаление легких) лет 40-50 назад, когда еще не были известны антибиотики? Ведь лечили же как-то? И достаточно успешно.

Сейчас же мы не то что пневмонию или бронхит, даже ОРВИ не рискуем лечить без антибиотиков, хотя хорошо известно, что антибиотик на чисто вирусную инфекцию не действуют и применение его при легких и среднетяжелых формах ОРВИ, а уж тем более при ринитах (насморках) показано исключительно редко.

Цитирую по книге "Детские болезни", перевод с немецкого. Автор - проф. Б.Сальге. Издание В.М.Саблина, Москва, 1912 год.: "... при сильном бронхите и бронхопневмонии 3-4 раза в день применяются ванны с холодными обливаниями и теплые ванны с обертываниями для возбуждения пота. При высокой температуре... при сильном угнетании или возбуждении делают тепловые ванны 33 (5-10 минут) с холодными обливаниями... При чрезмерном повышении температуры применяют холодные обертывания с температурой воды 15 градусов... грипп (инфлюенца) -... постельное содержание, теплое, вызывающее пот питье, жидкая пища. При угнетенном состоянии - ванны с обливаниями".

"Теплые ванны с холодными обливаниями. Ребенка помещают в ванну 30-35 градусов и слегка растирают ему грудь и спину, по возможности, до покраснения кожи. После этого 2 раза обливают грудь и спину водой 10-12°С (летом воду охлаждают на льду). Эту процедуру повторяют от 3 до 66 раз в день"

В наше время наиболее известны приемы, используемые и рекомендуемые такими известными сейчас энтузиастами (не врачами, к сожалению), как Никитины, Дубинины, Чарковский, Толкачев, Скрипалев и другие.

Пример воздействия закаливания

Ну что же, будем считать, что я вас почти убедил, что холод не только не ведет к болезни, но и может лечить, и его не надо бояться, надо лишь уметь с ним обращаться. Это, кстати, одна из задач этой книжки - не только познакомить вас с методиками интенсивного закаливания, но и научить их практическому применению.

Я вам расскажу о немедикаментозных методах лечения и закаливания часто болеющих детей и взрослых, повышения у них количества здоровья. Они не требуют специальной подготовки, сложного оборудования.

Но если дать таблетку три раза в день у вас занимает мало времени и сил, то сделать три раза комплекс упражнений для снятия приступа удушья - здесь нужны не только силы и время, но и огромное желание родителей дать своими руками здоровье ребенку, вера в то, что медицина с помощью родителей может справиться с недугом.

Итак, если вы готовы вместо читки газет и просмотра спортивных новостей сделать ребенку массаж и растирание, если вы согласны отложить обсуждение нового платья со своей приятельницей, и пробежаться с ребенком по улице, а затем принять контрастный душ - то берите карандаш и записывайте. А пока ищите карандаш, я приведу вам пример. Что могут достичь родители, если всерьез займутся своим ребенком?

Саша Хохряков, ребенок с моего бывшего участка, 3,5 лет. Три раза перенес воспаление легких. Болеет ежемесячно, хотя детсад не посещает. Примерно один раз в два-три месяца дает приступ удушья. Дважды побывал в реанимации.

Живут в полуподвале, одна большая сырая комната. Печку натопят - на уровне головы + 30°С - пот заливает, а на ногах валенки - +8°С.

Мы с ним начали заниматься по системе реабилитации больных с рецедивирующими бронхитами, пневмониями и бронхиальной астмой, разработанной и применяемой Толкачевым Борисом Сергеевичем, г. Москва. (Кстати, если у вас бронхиальная астма, особенно тяжелая форма, то лучшее, что на сегодняшний день есть - это система Толкачева).

Через месяц ребенок заболел, поднялась высокая температура, кашель, хрипы в легких. Врачом неотложной помощи назначен антибиотик в уколах, препараты, снижающие одышку. Однако, т.к. состояние ребенка позволило, мы решили попробовать справиться без лекарств.

Усилили комплекс занятий.

Температура и хрипы прошли на 2-3 день, кашель - через 7 дней. Еще в течение года он трижды пытался заболеть: однократный подъем температуры, кашель. Через 3-5 дней - выздоровление. В 5,5 лет пошел в музыкальную школу по классу скрипки.

В 6 лет - подтягивался на турнике 10-12 раз, отжимался от пола - 3040 раз, делая на турнике подъем переворотом силой - очень тяжелое упражнение, в лучшие спортивные годы я не мог сделать больше 1-2 раз - он делает 4-5 раз. В 7 лет - общеобразовательная школа. Сейчас учится, изредка балуется, практически не болеет.

Но все далось огромным ежедневным трудом родителей.

Прежде чем начать заниматься с ребенком - обязательно все процедуры и методики начинайте с себя.

Во-первых, вы быстрее научитесь их делать - правильно, определите и силу воздействия, и время.

Во-вторых, подадите личный пример ребенку, зачастую без этого продуктивных занятий не получается.

В-третьих, значительно укрепите свое здоровье.

И, в-четвертых, ребенку не будет обидно, что мама умывается и купается в теплой воде, а его заставляют все делать в холодной.

Первоначально не ставилась задача создания своей, оригинальной системы оздоровления. Наоборот, изучая все имеющиеся методики и системы, мы стремились из каждой взять самое лучшее, самое эффективное. Поэтому каких-либо оригинальных, собственных разработок здесь немного, примерно 15-20%. Очень многому мы научились у родителей.

Куранов Г.В.
Похожие статьи
Prev Next