Дыхательные упражнения и системы

Наталья 06 Февраля в 0:00 324 0


Дыхательные упражнения и системы

Как правило, мы редко используем чью-либо систему в чистом виде, обычно берется несколько наиболее эффективных упражнений.

Обычно же для разработки легких, тренировки диафрагмы используются следующие приемы.

"Сдуй пушинку"

Кладете на открытую ладонь комочек бумаги и сдуваете его. Можно попытаться попасть им в какую-либо цель - тетрадь, книгу, банку. Предложите то же сделать ребенку. И интересно, и легкие тренируются. (Я уже говорил, что очень важно для ребенка любые методики оформлять в виде игры. Тогда исчезают проблемы, как заставить ребенка заниматься физической реабилитацией)

И очень важный момент. Если вы поиграете так с ребенком минут 10-13, пока ему не надоест, то в следующий раз он может и не захотеть снова так играть. Поэтому поразвлеклись минуты 3-4 и переходите на что-нибудь другое, "не заигрывайте игрушки", тогда ребенок снова охотно вернется к этой игре. По 3-5 минут раз 8-7 в день - легкие будут как у оперного певца второго года обучения в консерватории.

"Сдуй карандаш"

На стол положили карандаш или ручку, дунули, она покатилась. Можно соревноваться с ребенком кто быстрее, или кто точнее, и тоже не заигрывайте.

Можно купить какую-нибудь дудку, правда вместе с ней надо покупать и вату, чтобы затыкать себе уши.
 
Купите надувного зайку и укладывая его спать, выпускайте из него воздух - зайка отдыхает. А как вставать - снова пусть ребенок его надует.

Можно надувать и простые воздушные шары.

Можно опустить коней резиновой трубочки в воду и побулькать, только следите, чтобы конец трубки был ниже уровня воды не менее сантиметров 15, так что лучше использовать бутылочку.

Диафрагмальное дыхание и связанная с ней выжимка из арсенала Толкачева

Очень хорошее упражнение, которое кроме разработки легких, тренировки диафрагмы позволяет еще и очистить легкие от слизи, зачастую копившейся там годами.

Это упражнение обязательно при лечении детей с пневмонией или бронхитом без антибиотиков. Влажные хрипы проходят в 1-3 дня, легкие чистые, выздоровление идет быстрее.

Дышим так. При вдохе - как можно больше надуть живот ("сделать арбуз"), при выходе - втянуть живот, поджать вверх диафрагму. Покажите ребенку сначала на себе. Положите его руку к себе на живот, подышите. Затем его руку к нему на живот, сверху прижмите своей и, помогая рукой при выдохе (поджимаем диафрагму, и отводя при вдохе - пусть надует живот, покажите, как надо дышать.

Для начала раз 10 (чтобы голова не кружилась), через каждый час. Сел завтракать - подышал, пошел в школу - подышал, сидит на уроке - пусть подышит, и т.д. В магазине в очереди и в автобусе лучше не дышать - свежий воздух все-таки приятнее.

С 10 вдохов доводим до 20, каждый час. Таким образом за день до 250-300. Это примерно тот уровень, который дает не только профилактический, но и лечебный эффект.

Теперь научимся "выжимке".
Мы чаше всего используем положение лежа на спине.



После физической нагрузки (активной или пассивной) подышали животом 20-30 раз, сели, согнули спину, руки свесили между ног, локтями на бедра и глухо, животом (не звонко, горлом) откашлялись. Иногда слизь начинает вылетать комками, т.к. движения диафрагмы выталкивают слизь из нижних отделов легких вверх, оттуда вы убираете их кашлем.

После этого ложитесь на спину, раза 3-4 вдохнули животом, затем глубокий вдох в медленный, длительный выдох животом, выжимая на себя весь воздух. При этом согните ноги, руками прижмите их к себе и выдыхайте как можно дольше - до 10-20 секунд. Очень хорошо помочь кому-нибудь при этом, надавливая всем телом на голени. Давить на середину голени, строго вертикально. При надавливании на колени, при большом усердии, можно сломать ребро.

"Выжали" раза 3-4 села, откашляли. Профилактика - 3-4 раза в день, лечение - чаше, до 6-8 или по необходимости.

Если из легких вовремя убирать слизь, то она не будет застаиваться и загнаиваться, соответственно, не будет ни острых пневмоний и бронхитов, ни осложнений хронических.

Хороша "выжимка" и после перенесенной пневмонии с целью восстановления функции легких.

Холодовая дыхательная гимнастика

И еще одни вид дыхательных упражнений - холодовая дыхательная гимнастика-ХДГ. Предложил ее врач - иммунолог Верхоланцев Ю.А. для детей, которые в теплое время года не болеют, а стоит осенью похолодать - и насморк до весны не прекращается.

В чем тут дело?

Пока тепло - и организм функционирует нормально, я вирусов мало. Наступила осень, да еще ребенок либо с юге вернулся, либо из деревни приехал - начал дышать холодным воздухом - жизнедеятельность клеток носоглотки сразу снизилась (отвыкли от холода), снизились и их защитные свойства.

А тут еще количество вирусов резко возросло (либо в садик пошел, либо дома кто закашлял). Врагов больше, зашита меньше - вот и заболел.

Чтобы подготовиться к осени мы и проводим ХДГ. Это чисто сезонная методика, проводится примерно с июля месяца до тех пор, когда температура на улице не снизится до минус 5°С.

Итак, после обычных для вас упражнений (или перед ними) открыли холодильник, открыли морозильную камеру и подышали прямо из нее открытым ртом раз 5-7 и столько же через нос, затем растерли горло, и нос. И так раза 3-4 в день. Холодильники сейчас есть даже на дачах, так что заниматься вы можете каждый день.

Методика дает прекрасные результаты при регулярности занятий.

А пришла осень, стало на улице и без морозильника холодно - и ХДГ вам уже ни к чему до следующего лета.

Вот это примерно тот набор методик, который мы применяли. Системы Стрельниковой, Бутейко и другие я не описываю, т.к. они подробно изложены в многочисленных пособиях.

Куранов Г.В.
Похожие статьи
показать еще
Prev Next