Пост как средство очищения организма

Наталья 18 Апреля в 0:00 201 0


Пост как средство очищения организма
Для многих религий характерно соблюдение постов.

Их назначение — духовное и физическое очищение верующих, поэтому во время постов люди должны не только полностью или частично отказываться от пищи, но и воздерживаться от различных мирских развлечений и плотских удовольствий.

Особое значение в такие дни придается молитве.

Пост в православии

Количество постных дней особенно велико у православных. По учению православной церкви, пост «начался из послушания и благоволения к богу» еще в ветхозаветные времена. Образец воздержания дали верующим Иисус Христос и его апостолы, поэтому церковь называет посты «средством к живому участию в жизни, страданиях, смерти и славе» Христа.

Православная церковь делит посты на четыре категории: строжайший, сухоядение, ядение сварения и ядение рыбы. По церковному уставу во время поста прекращается употребление «скоромных» (мясных, молочных и других продуктов животного происхождения, яиц), но можно есть растительную пищу, включая овощи и фрукты, иногда рыбу.

В дни строгого поста не позволяется не только рыба, но всякая горячая пища и пища, приготовленная на растительном масле, предписывается только сухоядение: хлеб, вода, фрукты, вареные овощи, компот. С прекращением поста, или в «мясоед», употребление пищи не ограничивается. Больным и людям, занятым тяжелым физическим трудом, беременным и кормящим женщинам позволительно некоторое послабление в строгости поста.

Всего православные ежегодно соблюдают четыре длительных поста. Сроки их проведения приурочены к христианским праздникам: Великий пост — к Пасхе; Петров пост — ко дню памяти святых апостолов Петра и Павла; Успенский пост — ко дню Успения Божией Матери; Рождественский пост — ко дню Рождества Христова.

Сведения о постах можно найти в любом церковном календаре, где даты указаны как по старому стилю — по юлианскому календарю, которому до сих пор следует Русская православная церковь, так и по новому стилю — по гражданскому, или григорианскому, календарю.

Великий пост

День Пасхи — переходящий праздник, поэтому и Великий пост каждый год начинается в разные дни. Великий пост начинается в понедельник после так называемой сыропустной (сырной) недели, или Масленицы, и продолжается 7 недель — до самого праздника Пасхи. Великий пост — самый продолжительный и строгий. Его называют Святой Четыредесятницей в память о 40 днях, которые Иисус Христос провел в посте и молитве в безжизненной пустыне, явив этим подвигом пример для всех людей.

За собственно Четыредесятницей (6 недель) следует Страстная седмица — воспоминание страстей Христовых, которые добровольно принял на Себя Спаситель мира во искупление грехов человеческих. Страстная седмица заканчивается главным и самым светлым христианским праздником — Пасхой, или Христовым Воскресением.

Во все дни Великого поста разрешается только растительная пища, но в день Благовещения Пресвятой Богородицы 25 марта (7 апреля) и в Вербное воскресение (Вход Господень в Иерусалим накануне Страстной седмицы), приходящихся на этот пост, разрешается есть рыбу. Накануне Вербного воскресения — в Лазареву субботу — можно есть рыбную икру.

Некоторые благочестивые христиане во время поста предпочитают ничего не есть до 15 часов дня по средам и пятницам. Особенно усердно положено поститься в первую, Крестопоклонную и Страстную седмицу, а в Великую пятницу — в день всеобщей скорби о Распятом Спасителе, ничего не есть до вечера, а именно — до окончания богослужебного чина погребения плащаницы Господа. По субботам и воскресениям (кроме субботы на Страстной седмице) можно употреблять растительное масло и пить виноградное вино.

В первые 5 дней Великого поста соблюдается сухоядение: есть можно только постную холодную пищу без масла, пить не подогретое питье.

Шестую седмицу Великого поста в народе называют Вербной (Вербницей, Вербич Пестрой) по той причине, что в конце ее — в воскресение, когда Церковь празднует день Входа Господня во Иерусалим, — в России было принято освящать вербу. Отсюда и Вербное воскресенье (цветоносное). В этот день разрешается есть рыбу. В субботу перед Вербным воскресением — в день воскрешения праведного Лазаря или Лазареву субботу — можно есть только рыбную икру, но не рыбу. Кроме того, принято было печь постные блины.

Петров пост

От дня празднования Пасхи зависит и продолжительность Петрова поста (установлен в память святых апостолов Петра и Павла, которые постились, готовя себя для Евангельской проповеди), точнее, его начало, так как его конец всегда приходится на день памяти святых апостолов Петра и Павла — 29 июня/12 июля. Петров пост, или Апостольский пост («Петровки», «Петрово говейно»), начинается с первого понедельника после Духова дня (50 дней после Пасхи, второй день Троицы). Таким образом, пост длится от 8 дней до 6 недель.

По церковному уставу, рыбу разрешается есть в субботу и воскресенье. В понедельник, вторник и четверг ее можно есть только в том случае, если на них приходится праздник с великим славословием; в среду и пятницу — только в праздник с бдением и храмовые праздники. Если же день Петра и Павла попадает на среду и пятницу, то пост сохраняется, то есть мясное, яйца и молочное есть не следует, но можно есть рыбу и растительное масло.

Успенский пост

Успенский пост («Госпожинки», «Оспожинки», «Спожинки») установлен в память о Божией Матери, проводившей Свою жизнь в посте и молитве. Он четко определен по церковному календарю: 1/14-14/28 августа. 15 августа празднуют день Успения Пресвятой Богородицы, завершающий пост. Если он приходится на среду или пятницу, то можно есть рыбу (скоромное есть нельзя).

Успенский пост — краткий, но соблюдается так же строго, как и Великий пост. Церковь предписывает воздержание от употребления рыбы. Послабления в рационе допускаются по субботам и воскресениям (растительное масло для тех, кто постится без него, и вино), а также в праздник Преображения Господня (6/19 августа), когда можно есть рыбу, растительное масло и пить вино. Во вторник и четверг едят без масла; в понедельник, среду и пятницу — сухоядение.

Рождественский пост

Рождественский пост длится 40 дней и, как Великий пост, называется Святой Четыредесятницей. Он начинается после дня святого апостола Филиппа (14/27 ноября), поэтому называется еще «Филипповский», «Филиппов» или «Филипповки» и заканчивается в сочельник — 24 декабря/6 января.

В последний раз разрешается есть скоромное 14/27 ноября, но если этот день попадает на среду или пятницу, то это можно делать 13/26 ноября, поскольку среда и пятница — дни постные. Рождественский пост по строгости приближается к Петровскому. По церковному уставу во все дни, кроме среды и пятницы, разрешается растительное масло.

Рыбу можно есть только по большим праздникам, например, в день Введения во Храм Пресвятой Богородицы (21 ноября/4 декабря), во все субботы и воскресенья — до 20 декабря/2 января, а также в дни памяти великих святых, если они попадают на вторник и четверг; если же эти дни приходятся на понедельник, среду или пятницу, то благословение дается только на растительное масло. Если в понедельник, среду и пятницу нет праздника, то назначается сухоядение, во вторник и четверг разрешаются вино и растительное масло.



Канун Рождества (24 декабря/6 января) — день Навечерия Рождества Христова, или Рождественский сочельник (сочевник). Для более достойного приготовления к празднику Церковь усиливает предшествующий сорокадневный пост и предписывает в сочельник строгий пост, то есть запрещается есть до окончания службы или, как говорили в народе, «до звезды», после чего впервые принимают пищу — едят сочиво.

Сочивом называлась раньше каша из обваренных зерен гороха, бобов или чечевицы (сочевицы), смешанных с соком семян, или «молоком» — сочивом (миндальным, ореховым, маковым, конопляным). От слов «сочиво», «сочевица» произошло и само название сочельника. Готовили также узвар (взвар) из сухих яблок, груш, слив, изюма или вишен. Кутья (по сути, то же, что сочиво — каша с медом, сладкими фруктами) и взвар — основные традиционные блюда Рождественского сочельника.

На следующий день, в праздник Рождества Христова (25 декабря/7 января), независимо от того, на какой день недели этот праздник приходится, можно есть скоромное.

Однодневные посты

Кроме длительных постов, православные соблюдают ежегодно три так называемых годичных однодневных поста (Крещенский сочельник накануне праздника Крещения Господня — 18 января; день Усекновения главы Иоанна Предтечи — 11 сентября; Воздвижение Креста Господня — 27 сентября) и однодневные еженедельные посты.

В Крещенский сочельник не едят «до святой воды» (в Рождественский сочельник — «до звезды»). После богослужения, на котором совершается чин великого освящения воды, разговляются постной пищей. В старину ею служили кутья и сочни — небольшие пироги из пресного теста круглой формы. В день Усекновения главы Иоанна Предтечи разрешается есть постное масло, но нельзя есть рыбу. В день Воздвижения можно употреблять пищу с растительным маслом (молочное, яйца и рыбу есть нельзя).

Каждые среда и пятница в течение всего года — постные. В эти дни разрешается только растительная пища без растительного масла, если они не приходятся на праздники. Исключение составляют сплошные седмицы, к которым относятся седмица о Мытаре и фарисее, святки (время от Рождества Христова до Крещенского сочельника), Сырная (масленица), Пасхальная (Светлая седмица) и Троицкая недели, когда можно есть все. После Пасхи до дня Святой Троицы по средам и пятницам разрешается рыба.

Некоторые верующие по благословению своих духовников в течение всего года по средам и пятницам ничего не едят до 15 часов дня (по Евангелию — часа девятого), то есть до того, когда Иисус Христос, будучи распят на Кресте, передал Дух Свой в руки Бога Отца.

По церковному уставу в праздники Рождества Христова и Богоявления, случившиеся в среду и пятницу, поста нет. В Рождественский и Крещенский сочельники, в праздники Воздвижения Креста Господня и Усекновения главы Иоанна Предтечи разрешается пища с растительным маслом.

В такие праздники, как Сретение Господне (2/15 февраля), Преображение Господне (6/19 августа), Успение (15/28 августа), Рождество Богоматери (8/21 сентября) и Покров (1/14 октября), Введение во храм Пресвятой Богородицы (21 ноября/4 декабря), Рождество святого Иоанна Предтечи (24 июня/7 июля), святых апостолов Петра и Павла (29 июня/2 июля), апостола Иоанна Богослова, случившиеся в среду и пятницу, а также в период после Пасхальной седмицы до дня Святой Троицы в среду и пятницу можно есть рыбу.

Примечание

В православном церковном календаре около 200 дней занято постами, и соблюдение их является обязанностью каждого верующего, кроме больных, ослабленных людей, беременных женщин и детей.

Пост в других религиях

Посты соблюдают адвентисты седьмого дня (протестантская секта христианства), секта христоверов (постников), джайнисты (религия, возникшая в VI веке до н. э. в Индии), буддисты — преимущественно монахи, индуисты — в основном жрецы (брахманы), общество Сознания Кришны (кришнаиты) и др.

В разных религиях предписывается отказ от различной пищи. Индуизм запрещает употреблять в пищу говядину, так как корова считается у индуистов священным животным. Иудеи и мусульмане отказываются от свинины.

Иудаизм

В иудейской религии постными днями считаются те, которые установлены в знак траура по поводу тех или иных исторических событий и в знак покаяния.

Днями покаяния считаются:
  • день Кадии — день поминовения родных, о точной дате смерти которых их близкие не знают, пост установлен в память гибели миллионов евреев от рук фашистов в годы второй мировой войны. Пост начинается с утра и кончается вечером;
  • день Катастрофы, Йом-га-Шоа — приурочен ко дню восстания евреев в варшавском гетто в 1943 году;
  • Шив-а асар бе-таммуз — один из постов по случаю разрушения Иерусалима (разгрома Иудеи и покорения ее народа римским императором Титом);
  • Тиш-а бе-ав— наиболее строгий пост, установленный в память о трагедии разрушения главного Храма евреев в Иерусалиме в 70 году н. э. (это также дата разрушения Соломонова храма Навуходоносором). В течение нескольких дней, ближайших к этому посту, не принято есть мясо и пить вино. Пост начинается вечером;
  • Йом-Киппур (Судный день) — день покаяния и возвращения к Богу и Его законам, он выпадает на седьмой день после Нового года. В этот день соблюдается самый строгий пост (запрещено употребление пищи и питья с вечера до следующего вечера — до появления первой звезды). Перед началом Йом-Киппура следует сытно поесть, употребляя много жидкости.

Даты постов в иудаизме составлены по лунному календарю, а следовательно, каждый год меняются.

Ислам

В исламе постам придается очень большое значение. Их соблюдение — честь для мусульманина. Во время постов в светлое время суток необходимо полностью воздерживаться от пищи, воды, любых напитков, курения табака, купания, вдыхания благовоний, развлечений и так далее. С наступлением темноты эти запреты снимаются.

От поста освобождаются те, кто не может его соблюдать по каким-либо объективным причинам (плен, заболевание, в том числе психическое, и т. д.), а также престарелые люди, дети, беременные, кормящие грудью и женщины во время менструации. Ислам не допускает к посту тех, кто не прошел очищения после осквернения (преступники).

Обязателен для всех мусульман пост в течение месяца рамадан (рамазан). Рамадан — 9-й месяц мусульманского лунного календаря. Каждый год даты рамадана смещаются. Во время рамадана днем запрещаются любая пища и питье, в вечернее время выбор кушаний зависит от национальных традиций в питании.

Обычно перед рассветом принимается легкий завтрак, а после захода солнца пост прерывается чем-то сладким (финики, фрукты, соки), позднее следует более плотный ужин.

Лисовский П. П.
Похожие статьи
показать еще
Prev Next