Программы реабилитации подростков с зависимостью от психоактивных веществ

Наталья 13 Февраля в 0:00 397 0


Программы реабилитации подростков с зависимостью от психоактивных веществ
Резкий рост алкоголизма и наркоманий среди несовершеннолетних, отмечающийся в Российской Федерации с начала 90-х годов XX в., потребовал разработки и внедрения мероприятий по предупреждению дальнейшего увеличения количества больных, страдающих этими заболеваниями (Тузиков Б.М., Вдовиченко А.А., 1993; Кулаков С.Л., 1996; Вострокнутов К.В., Тростанецкая Г.В., 1998; Менделевии В.Д. и др., 2001; Дудко Т.Н., 2002).

На основе анализа существующих подходов к профилактике употребления наркотиков (Романова О.Л., 1996; Ялтонскш В.М., Сирота Н.А., 1996; Пелипас В.Е. и др., 2001) разработаны программы профилактики наркомании среди подростков и молодежи (Гурвич И.Н., 2000; Самошкин А.А., Васильев И.Б., 2001; Бескова Е.А., 2001; Коткина Е.В., 2002; Ялтонский В.М., Сирота Н.А., 2008), описаны основные направления предупреждения подростковой и юношеской наркомании (Лисецкий К.С., 1999; Березин СВ. и др., 2000; Кривенков А.Н., 2001), особенности фармако- и психореабилитации подростков с аддиктивным поведением (Битенский B.C., 1994; Надеждин А.В., 2002; Найденова Н.Г., 2005), предложены мероприятия для родителей подростков, злоупотребляющих психоактивными веществами (Кулаков С.А., 2000; Городнова М.Ю., Вайсов С.Б., 2001).

Первичная антинаркотическая профилактика

С начала 2000-х годов первичная антинаркотическая профилактическая работа стала прерогативой образовательных учреждений, а Министерство образования Российской Федерации определено ведущим ведомством, отвечающим за первичную профилактику злоупотребления несовершеннолетними ПАВ.

Это обусловлено наличием в образовательных учреждениях огромного потенциала по влиянию на развитие личности ребенка, доступу к семье ребенка и возможностями воздействия на семейную ситуацию в целом (Шипицына Л.М., 2002).

В связи с этим был опубликован ряд работ, касающихся новых форм и методов профилактики зависимости от ПАВ. Разработана концепция профилактики злоупотребления ПАВ в образовательной среде (Дудко Т.Н. и др., 2002). Она предусматривает комплексный подход к решению проблем предупреждения наркомании во всех основных сферах жизнедеятельности детей, подростков и молодежи (семья, образовательные учреждения, досуг).

Авторы подчеркивают, что профилактическая работа должна быть обращена к подросткам, которые еще не сталкивались с ситуацией наркотизации (первичная профилактика), которые начали «экспериментировать» с наркотиками (вторичная профилактика), к тем, у кого сформировалась наркозависимость (третичная профилактика, или реабилитация).

Выделены следующие подходы к профилактике в зависимости от тактики работы: информационный; основанные на эмоциональном обучении, формировании жизненных навыков, учете роли социальных факторов, альтернативной наркотикам деятельности, укреплении здоровья.

Описаны две стратегии профилактики наркозависимости: негативно-ориентированная и позитивная. Цель последней — воспитание у подростка способности справляться с собственными психологическими затруднениями и жизненными проблемами без приема ПАВ (Шипицына Л.М., 2002).

Первичная профилактика злоупотребления ПАВ

Первичная профилактика злоупотребления ПАВ подростками имеет комплексный характер (Погосов А.В., Филатова Т.А., 2011). Выделяют образовательный, социальный, психологический и медицинский ее аспекты. Значительная роль в рамках комплексной первичной профилактики отводится раннему выявлению потребителей ПАВ среди подростков. Дудко Т.Н. с соавт. (2001) описывают систему раннего ныявления детей и молодежи, приобщающихся к употреблению ПАВ и местах досуга, семьях и учебных заведениях, и оказание им консультативной, воспитательной и психокоррекционной помощи.

Для этого авторы рекомендуют использовать следующие методы: клинико-психопатологический, вещественных признаков, поведенческих признаков, иммуно-хроматографический.

В работе с подростками рекомендуется обеспечивать формирование психологической компетентности и выработку личностной и социальной позиции в отношении злоупотребления ПАВ (Слободчиков В.И., 2003).



Центром профилактики аддиктивного поведения у детей и молодежи Минобразования России предложены формы работы с молодежью но первичной профилактике злоупотребления ПАВ (2002). Среди них выделяют анкетирование, интервью, беседы в фокус-группах, деловые игры и упражнения, изучение обычаев, контент-анализ, доклад или сообщение по теме, самоотчеты, анализ документов.

Особое внимание обращают на психологическое консультирование подростков, моделирование проблемных ситуаций, методы групповой работы. Авторы предлагают использовать в профилактике такие методы групповой работы, как сравнительный анализ индивидуальной и групповой деятельности, групповая тематическая дискуссия, «мозговой штурм», ролевая игра, тренинг.

Цели тренинга по профилактике злоупотребления ПАВ: помощь подросткам в исследовании и решении психологических проблем; улучшение психического здоровья; изучение психологических основ общения; развитие самосознания с целью самоизменения и коррекции поведения; содействие личностному росту и саморазвитию. Тренинг по профилактике злоупотребления ПАВ представляет собой обучающую работу в активной (игровой) форме с элементами психокоррекции.

В ходе тренингов у подростков повышается уровень информированности по проблемам, связанным с наркозависимостью, вырабатываются и развиваются навыки предотвращения зависимости от ПАВ (Пережогин Л.О. и др., 2002).

Опубликовано большое количество рекомендаций по проведению профилактических мероприятий, которые адресуются молодежи и специалистам, работающим с молодежью (Мельников В.Ф., 2005; Соборникова Е.А., 2008). В методическом руководстве по проведению тренинга профилактики социально-дезадаптивного поведения у подростков «Мой выбор» предлагается проводить работу в рамках трех модулей (Слободчиков В.И. и др., 2003).

В первом информационно-образовательном модуле «Психологические особенности подросткового и юношеского возраста» специалисты изучают ситуации и проблемы развития в подростковом и юношеском возрасте, рассматривают подростковый и юношеский периоды как «зону риска» зависимости от ПАВ.

Во втором модуле проводят интерактивный тренинг «Мой выбор», в ходе которого используют дискуссии на темы «Ценности свободного человека», «Искусство против наркотиков», упражнения «Мифы о молодежи», ролевые игры. В третьем модуле участники осуществляют рефлексивное оформление результатов тренинга.

Особое значение в профилактике злоупотребления ПАВ имеет межведомственное взаимодействие государственных, общественных и религиозных организаций (Сергеев А.Н., Целинский Б.Н., 2002).

В методическом пособии «Межведомственное взаимодействие государственных, муниципальных, общественных и религиозных организаций» описаны основные направления деятельности различных ведомств (образование, здравоохранение, социальная защита, органы внутренних дел), осуществляющих профилактическую работу, и общественных организаций, деятельность которых направлена на реализацию и поддержку программ профилактики злоупотребления ПАВ (Слободчиков В.И. и др., 2004).

С целью совершенствования межведомственного взаимодействия разрабатываются программы обучающих семинаров для представителей организаций — субъектов профилактики наркологической патологии подростков [педагоги, сотрудники инспекции по делам несовершеннолетних Управления Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков (УФСКН), комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав] (Погосов А. В., Голощапов И. В., Аносова Е. В., 2011).

Предложена методология создания и применения антинаркотических материалов для средств массовой информации с учетом особенностей восприятия подростков и молодежи (Колесов Д.В. и др., 2003). Авторы подчеркивают целесообразность создания качественной антинаркотической информационной среды, а также указывают на то, что у подростков необходимо формировать внутренние антинаркотические барьеры личности, негативное отношение к приему наркотиков.

Погосов А.В., Аносова Е.В.
Похожие статьи
показать еще
Prev Next