Программы реабилитации подростков с зависимостью. Организация деятельности центров

Наталья 13 Февраля в 0:00 497 0


Программы реабилитации подростков с зависимостью. Организация деятельности центров

Образовательные программы по организации деятельности центров и кабинетов по профилактике злоупотребления ПАВ

Разработаны образовательные программы по организации деятельности центров и кабинетов по профилактике злоупотребления ПАВ подростками и молодежью (Слободчиков В.И. и др., 2002).

Основные направления развития их работы — образовательные и социокультурные программы; психолого-педагогическая поддержка, разработка молодежных проектов, экспертная деятельность в системе профилактики.

Ю.В. Валентик и др. (2003) излагают концептуальные основы реабилитации несовершеннолетних, злоупотребляющих ПАВ.

Реабилитация наркозависимых, или третичная профилактика злоупотребления ПАВ проводится среди больных наркоманиями и токсикоманиями и направлена на предотвращение рецидивов заболевания.

Она предполагает проведение комплекса мероприятий, способствующих восстановлению личностного и социального статуса больных алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями, и возвращение их в семью, образовательное учреждение, к общественно полезной деятельности (Шипицына Л.М., 2003). Автор в профилактической работе предлагает сделать акцент па усилении защитных факторов: личностных защитных механизмов, развитии прочных внутриличностных антинаркотических барьеров, успешной социализации.

Продолжительность реабилитации несовершеннолетних с зависимостью от ПАВ обусловливается тяжестью заболевания, возрастом начала болезни. Реабилитация больных подростков должна быть комплексной и в значительной степени педагогической и воспитательной деятельностью. Она должна осуществляться бригадой специалистов — педагогов, психологов, медицинских и социальных работников (Сирота Н.А., Ялтонский В.М., 2008).

В специальной литературе подчеркивается, что эффективные для реабилитации взрослых, зависимых от ПАВ, традиционные терапевтические сообщества с жестким режимом, основанным на авторитарности, подвергаются критике, когда речь идет о реабилитации дезадаптированных подростков, злоупотребляющих ПАВ. В этих случаях наиболее адекватны структуры, создающие «заботящуюся» реабилитационную среду (Валентик Ю.В. и др., 2003).

Программы реабилитации подростков предполагают не только работу, направленную против зависимости от ПАВ и разработку способов ее преодоления, но и работу над самим собой. Последняя понимается как самопознание и поиск способов самореализации, альтернативных приему ПАВ.

Авторы включают в реабилитационную программу следующие мероприятия: индивидуальную и групповую терапию; групповые тренинги, групповую творческую и спортивную деятельность, туристические группы, сотрудничество с родителями (встречи родителей, семейная психотерапия), контакты с внешней средой (начало трудовой деятельности с помощью тех, кто заканчивает лечение, участие в общественных организациях).

Особое значение придается уровню реабилитационного потенциала подростков. Его составляющими являются преморбидная информация о подростке от рождения до начала употребления ПАВ, клинические особенности злоупотребления ПАВ, особенности социального статуса и социальных последствий употребления ПАВ, личностные особенности реабилитируемого подростка.

В зависимости от степени выраженности основных составляющих реабилитационного потенциала подростки могут быть разделены на три группы: с высоким, средним и низким уровнем реабилитационного потенциала. Отмечено, что реабилитационный потенциал не остается на постоянном уровне, он увеличивается или уменьшается в зависимости от выбора и осуществления ими той или иной линии поведения, ориентированной на употребление или неупотребление ПАВ (Валентик Ю.В., 2003).

В литературе подробно описаны основные принципы реализации профилактических программ для подростков: добровольное согласие на участие в реабилитационных мероприятиях, конфиденциальность, системность, этапность, позитивная направленность.

Отмечена необходимость включения в реабилитацию значимых лиц, формирования реабилитационной среды и реорганизации микросоциальной среды (Сирота Н.А., Ялтонский В.М., 2008). Реабилитация подростков может осуществляться как в стационарных, так и в амбулаторных условиях. Предпочтение следует отдавать проведению комплексной, стационарно-амбулаторной программы реабилитации (Валентик Ю.В., 2003).

Современный подход к решению проблемы злоупотребления ПАВ системный (Дудко Т.Н., 2008) и предполагает приоритет профилактической работы. При этом в основу профилактики положен принцип опережающего обучения — то есть целевая подготовка детей организуется заблаговременно, предваряя реальный этап возможного наркогенного заражения, и учитывает факторы, влияющие на возможное формирование аддиктивного поведения, более актуальные для последующего возраста.

В настоящее время особое внимание уделяется профилактической работе в условиях образовательных учреждений. При этом целесообразно включение в профилактические мероприятия представителей других субъектов профилактики: инспекции по делам несовершеннолетних, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, лечебно-профилактические учреждения педиатрического профиля (Погосов А.В., Аносова Е.В., 2010).



Необходимо сказать о том, что трансформация в настоящее время наркологический патологии у несовершеннолетних (рост числа подростков, злоупотребляющих пивом, больных сочетанными формами наркотических зависимостей) требует разработки как новых способов раннего выявления потребителей ПАВ, так и эффективных методов реабилитации лиц подросткового возраста, страдающих пивным алкоголизмом, гашишной наркоманией, сочетанными формами зависимостей.

Обследования потребителей потребителей пива и конопли

С 2005 по 2012 г. обследовано 160 подростков мужского пола — потребителей пива и конопли, 140 (87%) из них в отделении амбулаторной судебно-психиатрической экспертизы, 12 (8%) — при проведении поенной стационарной экспертизы, 8 (3%) — в Центре временного содержания несовершеннолетних правонарушителей. Возраст подростков колебался в пределах 15—18 лет.

Критерием включения в исследование стали диагнозы: синдром гависимости вследствиеупотребления алкоголя (F10.2 по МКБ-10), синдром зависимости вследствие употребления каннабиноидов (гашишная наркомания) (F12.2 по МКБ-10), синдром зависимости вследствие сочетанного употребления алкоголя и каннабиноидов (пивной алкоголизм, осложненный гашишной наркоманией) (F19.2 по МКБ-10).

Критериями исключения из исследования были коморбидная психическая (шизофрения, аффективные и невротические расстройства, эпилептическая болезнь) и наркологическая (другие наркомании, токсикомании) патология, сопутствующие соматические заболевания.

Все обследованные подростки были разделены на четыре группы: 1-ю группу составили 60 подростков с диагнозом «пивной алкоголизм», 2-ю — 20 подростков с диагнозом «гашишная наркомания», в 3-ю группу включены 60 подростков с диагнозом «пивной алкоголизм, осложненный гашишной наркоманией», в 4-ю — 20 человек с алкоголизмом, связанным с употреблением пива и крепких спиртных напитков (водка, суррогаты алкоголя).

При проведении исследования использовали в качестве основных методов: клинико-психопатологический (оценка симптомов и синдромов в различные периоды заболевания); клинико-динамический (оценка динамики клинических характеристик заболевания); клинико-катамнестический (ретардированная оценка динамики клинических характеристик заболевания); экспериментально-психологический (диагностика индивидуально-личностных особенностей и познавательных процессов).

Клинико-психопатологическое исследование проводили по схеме, предусматривающей исследование анамнеза жизни и анамнеза заболевания, объективного статуса (соматического, неврологического, психического).

Индивидуально-личностные особенности изучали посредством наблюдения диагностической беседы по А.Е. Личко, а также с помощью патохарактерологического диагностического опросника для подростков (ПДО) Личко—Иванова.

Результаты беседы и наблюдения были дополнены информацией, предоставленной родственниками подростков, сведениями из медицинской документации, психолого-педагогических характеристик, материалов уголовных дел.

Клиническая картина заболевания в обозначенных группах изучалась с учетом существующих в отечественной специальной литературе представлений о клинико-синдромологических характеристиках болезней зависимости (Пятницкая И.Н., 1994; Погосов А.В., 1998; Иванец Н.Н., Винншова М.А., 2008; Рохлина М.Л., 2008; Альтшулер В.Б., 2010).

В диагностике также использован предложенный нами ряд критериев, свойственных синдромам измененной реактивности, патологического влечения и изменений личности (Погосов А.В., Аносова Е.В., 2010, 2011).

По Международной классификации болезней (10-й пересмотр) «Классификация психических и поведенческих расстройств (клинические описания и указания по диагностике)» (ВОЗ, Россия, Санкт-Петербург: Оверлайд, 1994) диагноз обследованных больных укладывался в рамки «Психических и поведенческих расстройств в результате употребления психоактивных веществ» (F10; F12; F19).

При диагностике пивного алкоголизма и гашишной наркомании руководствовались МКБ-10, Национальным руководством по наркологии (Альтшулер В.Б., Кравченко С.Л., 2008). Диагноз пивного алкоголизма по МКБ-10 выглядел как «синдром зависимости вследствие употребления алкоголя» — F10.2, диагноз гашишной наркомании — «синдром зависимости вследствие употребления каннабиноидов» — F12.2, диагноз пивного алкоголизма, осложненного гашишной наркоманией, — «синдром зависимости вследствие сочетанного употребления алкоголя и каннабиноидов» — F19.2.

Клинико-психопатологический анализ в сформированных группах проводился раздельно у больных пивным алкоголизмом (1-я группа), гашишной наркоманией (2-я группа), пивным алкоголизмом, осложненным гашишной наркоманией (3-я группа), алкоголизмом вследствие употребления пива и крепких спиртных напитков (4-я группа).

Погосов А.В., Аносова Е.В.
Похожие статьи
показать еще
Prev Next