Общие вопросы алкогольной политики. Потребность в алкоголе

Наталья 15 Февраля в 0:00 326 0


Общие вопросы алкогольной политики. Потребность в алкоголе

Потребность в алкоголе

Результативность антиалкогольных действий государства зависит не только и не столько от их жесткости и интенсивности, а в значительной мере (иногда решающим образом) - от их "легитимности", т.е. приемлемости для населения и широкого общественного признания, от их ориентированности на исторически сложившееся отношение общества к алкоголю, с учетом социально-культурной подоплеки объективно существующей потребности популяции в определенных формах алкоголизации.

Если рассматривать потребность в алкоголе не на индивидуальном, а на популяционном уровне, то можно выделить следующие основные группы факторов, влияющих на нее:

1) политическая ситуация (особенности государственной политической системы; уровень социальной и политической стабильности; идеологические приоритеты; степень политической активности населения; особенности алкогольной политики);

2) экономическая ситуация (трудовая активность и занятость населения; степень экономической стабильности; способность большинства населения обеспечить свои основные жизненные потребности);

3) социально-психологическая ситуация (структура социальных интересов и ценностные приоритеты; легитимность господствующих морально-политических установок и выраженность аномичности в обществе; развитость и уровень общего и профессионального образования; особенности исторически сложившихся национальной культуры и национального характера, включая традиции употребления алкоголя; уровень социально приемлемого рискованного поведения; развитость и доступность культурных форм общения, отдыха, досуга; характер и уровень общественной и религиозной активности населения);

4) демографическая ситуация (половозрастная структура населения; семейная ситуация, в том числе по показателям количества браков, разводов, детей и числу генераций в семье; уровень миграции и удельный вес мигрантов в зонах экстремального проживания);

5) медицинская ситуация (уровень здоровья населения; развитость системы здравоохранения; структура медико-социальных рисков; характер заболеваемости и смертности; санитарная культура населения);

6) экологическая ситуация (климатогеографические условия; качество продовольственной продукции; загрязнение среды).

Из этого перечня следует, что популяционная потребность в алкоголе обладает большой инерционностью. Большинство перечисленных выше факторов не поддаются простому прямому воздействию, ведущему к немедленному результату.

В историческом плане они изменяются медленно, а если подвергаются драматическим переменам (например, при всякого рода "переломах" в политической ситуации), то результаты в отношении популяционной потребности в алкоголе бывают непредсказуемыми.

Изучение тенденций в потреблении алкоголя в разных европейских странах на протяжении XX века приводит к заключению, что существовавшие в начале века резкие различия в уровнях и структуре потребления между странами к концу века значительно сгладились.

При этом страны с наиболее высоким в начале века уровнем потребления алкоголя к концу века значительно снизили его (Франция, Италия, Испания, Швейцария), причем без каких-либо серьезных антиалкогольных усилий со стороны их правительств.

Напротив, целый ряд стран с более низким исходным уровнем потребления алкоголя к концу века существенно повысил его (причем на фоне роста благосостояния населения), несмотря на длительные и широкомасштабные усилия правительств по резкому ограничению доступности алкогольных напитков (Норвегия, Швеция, Финляндия).

В странах, где уровень потребления в начале века был близким к 10 литрам абсолютного алкоголя (а.а.) на душу населения, потребление алкоголя в конце века незначительно отличалось от этого показателя. К этой же цифре в последние годы явно приближаются и страны с рекордными уровнями потребления алкоголя в начале века; например, Франция (21,7 л на душу населения в 1901-1905 гг. и 12,7 л - в 1990 г.).

В связи с указанными выше тенденциями можно сделать два вывода:
1) в ходе сглаживания различий в политических системах и экономических уровнях между отдельными европейскими странами происходит и сглаживание различий в уровнях потребления алкоголя, совершающееся стихийно, нередко даже вопреки действиям политиков, не имеющих представления об этой тенденции;
2) существует некий, можно сказать, "стандартный", "средний" уровень потребности европейского населения в алкоголе, к которому оно объективно тяготеет, независимо от степени общественного осознания потенциального и реального ущерба, связанного с алкоголем.

Если за условный "стандарт" принять среднеевропейский уровень потребления алкоголя, то расчеты показывают, что в течение XX века он снизился, но незначительно: с 12,7 л а.а. на душу населения в 1901-1905 гг. до 9,75 л а.а. в 1990 г.

Разработка концепции алкогольной политики

Разработка конкретной концепции алкогольной политики, выбор ее основных мишеней, очевидно, зависят существенным образом от того, по какую сторону от данного "стандарта" находится в данный момент реальный уровень потребления алкоголя в стране и какого рода динамика ему предшествовала.

Если он превышает "стандарт", то можно применять достаточно активные ограничительные меры по розничной продаже алкоголя - и ожидать, что население в целом не проявит массового сопротивления этим мерам и примет их как должное.

Если же уровень потребления алкоголя в стране существенно ниже "стандарта", то можно заранее предсказать, что снижение доступности алкоголя вызовет к жизни "компенсаторные" формы поведения населения в виде роста потребления алкогольных суррогатов, контрабанды и нелегального изготовления алкогольных напитков и т.д.

В таком случае ситуация с негативными алкогольными последствиями в целом не только не улучшится, но и неизбежно осложнится. Кроме того, следует принимать во внимание, что резкое ограничение доступности алкоголя может также вызвать компенсаторный всплеск потребления наркотических и других одурманивающих веществ.



К началу текущего века для развитых и ориентирующихся на них развивающихся стран стало фактически бесспорным, что главной целью алкогольной политики должна быть защита здоровья, материального благополучия и безопасности населения.

Однако концепция алкогольной политики в конкретной стране должна быть максимально "привязана" к существующей в ней актуальной алкогольной ситуации. Действия органов власти и общественных организаций могут быть направлены на все основные элементы этой ситуации (производство, продажа, потребление алкоголя, его последствия).

Однако конкретный набор этих действий, их приоритеты и формы, их соотношение и интенсивность должны учитывать особенности объективно сложившейся потребности населения в алкоголе, ее социально-психологической подоплеки и степени удовлетворенности спроса на алкоголь. В таком случае можно рассматривать алкогольную политику как адекватную или сбалансированную и надеяться на ее легитимность у населения.

Меры контроля над алкогольной ситуацией

Набор возможных и наиболее часто применяемых мер контроля над алкогольной ситуацией довольно универсален для большинства развитых стран, в том числе и для России. Однако степень использования какой-либо конкретной меры в разных странах может отличаться достаточно значительно - в зависимости от целей и мишеней алкогольной политики и от конкретных обстоятельств.

Типичными являются следующие меры:

1) воздействие на объемы и структуру производства алкогольных напитков - путем введения налогов, определения условий лицензирования, сертификации, установления стандартов, квот, разворачивания борьбы с контрабандой спиртного, введения административной и уголовной ответственности за фальсификацию, нелегальное производство и оборот алкогольной продукции, а также путем введения прямой государственной монополии на производство алкоголя;

2) воздействие на оптовый и розничный торговый оборот алкогольных напитков - с помощью налогов и регулирования цен, контроля над импортом, включая квотирование, а также путем введения прямой монополии;

3) воздействие на доступность алкогольных напитков в розничной продаже - с помощью критериев лицензирования, определения числа и характера торговых точек и питейных заведений на данной административной территории, введения "нормативов" на расположение этих точек (полный или частичный запрет торговли алкоголем в определенных местах, например, вблизи школ, больниц, на вокзалах и в аэропортах и т.д.), применения таких мер, как установление дней и часов торговли алкоголем, полный или частичный запрет торговли алкоголем на массовых спортивно-зрелищных мероприятиях и в некоторые особые дни (выборы и др.), запрет или ограничение отпуска тех или иных напитков (обычно крепких) в определенных торговых точках или питейных заведениях и др.;

4) запрет на приобретение алкогольных напитков для определенных категорий лиц - несовершеннолетних (возрастной ценз), лиц в состоянии опьянения, водителей на дорогах, рабочих в спецодежде и др.;

5) запрет на употребление алкогольных напитков отдельными категориями лиц - водителями перед поездкой и во время нее, пациентами больниц и других лечебно-профилактических учреждений, военнослужащими, работниками военизированных учреждений и правоохранительных органов в служебное время и др.;

6) ограничение рекламы алкогольных напитков или ее запрет для определенных видов алкогольных напитков (обычно крепких), в определенных средствах массовой информации (например, на ТВ) или в тех или иных формах (например, на размещение на спортивной одежде, инвентаре, на спортивных площадках названия алкогольной фирмы, спонсирующей спортивное соревнование, а также запрет на спонсирование развития спорта такими фирмами) и др.;

7) система административных и уголовных наказаний в связи с употреблением алкоголя - за распитие алкогольных напитков и появление в пьяном виде в общественных местах, за вождение транспортными средствами в состоянии опьянения, за побуждение несовершеннолетних к распитию алкогольных напитков;

8) система правовых ограничений для злоупотребляющих алкоголем: лишение родительских прав, ограничение дееспособности, арест и принудительное лечение по приговору суда и др.;

9) система оказания консультативной медико-генетической, лечебно-диагностической и реабилитационной помощи лицам с нарушениями здоровья, вызванными употреблением алкоголя;

10) система профилактики злоупотребления алкоголем - путем внедрения различных образовательных программ, организации санитарного просвещения, привлечения и целевым акциям средств массовой информации и творческих работников, пользующихся широким авторитетом и др.;

11) поощрение различных инициатив населения, направленных на предупреждение негативных последствий употребления алкоголя и помощь пострадавшим от них лицам - начиная от трезвеннических движений и кончая группами так называемых "Анонимных Алкоголиков";

12) различные превентивные меры, направленные на снижение риска возникновения вредных последствий употребления алкогольных напитков - путем повышения культуры потребления, включения в рецептуру алкогольных напитков защитных компонентов - гепатопротекторов, витаминов, аминокислот, минеральных веществ и т.п.

Многие из этого обширного списка способов воздействия на алкогольную ситуацию применялись в разных странах достаточно настойчиво и постоянно в течение длительного времени. Однако заметную и подтвержденную специальными исследованиями эффективность показали лишь некоторые из них.

Проводившие такие исследования эксперты ВОЗ отнесли к наиболее действенным подходам:
1) повышение "начального" возраста легального потребления алкоголя;
2) меры, препятствующие вождению транспортных средств в нетрезвом состоянии;
3) регулирование доступности алкогольных напитков в розничной продаже;
4) массовое распространение способов предотвращения или снижения вреда при употреблении алкогольных напитков.

В.Е.Пелипас, Л.Д.Мирошниченко, М.Г.Цетлин
Похожие статьи
показать еще
Prev Next