Планирование оказания неотложной помощи при катастрофах: сортировка

Юлия 23 Июня в 0:00 1058 0


Сортировка — это процесс распределения пациентов по категориям, определяющим очередность лечения. Целью сортировки является обеспечение наиболее благоприятных условий для большинства пострадавших без чрезмерного увеличения ресурсов для каждого пострадавшего, количество которых ограничено. 

Существует множество систем сортировки. Многие из них включают сортировочные марки. В каждой из этих систем пострадавшие разделяются на четыре категории: на тяжелых, средней тяжести и легких, а также погибших или безнадежных, В категорию тяжело пострадавших должны входить пациенты, которым оказана рациональная помощь и которые имеют шансы на выживание. Без лечения шансы на выживание у этой категории пострадавших очень малы, поэтому при оказании помощи и эвакуации им отдается приоритет. 

В группу пострадавших с состоянием средней тяжести включаются лица, повреждения у которых не приведут к заболеванию или смерти в случае их эвакуации без предоставления немедленной помощи. К категории легко пострадавших или "ходячих раненых" относятся лица, повреждения у которых не приведут к значительным осложнениям, если им придется ожидать помощи некоторое время, пока она будет оказываться двум вышеназванным категориям. Очень тяжелую категорию представляют безнадежно пострадавшие.

Такие пациенты должны получать поддерживающее или паллиативное лечение. Распределение пациентов по указанным четырем категориям зависит от необходимого объема медицинской помощи при катастрофе и наличия медицинских средств, которые могут быть весьма скудными. Спасатели должны помнить о необходимости создания максимально благоприятной обстановки для большинства потенциально выживающих пациентов. 

Сортировка является непрерывным и динамичным процессом. Очередность лечения пациентов изменяется, так как степень тяжести их состояния может уменьшиться или увеличиться. Для того чтобы выявить эти постоянно происходящие изменения, следует помнить о серийных уровнях сортировки. В отношении очередности получения лечения пациенты могут быть перемещены в сторону его ускорения или отсрочки в соответствии с серийным обследованием при сортировке. 

Сортировка начинается с контактов на месте происшествия, когда спасатели восстанавливают (если это возможно) проходимость дыхательных путей и кровообращение у каждого пострадавшего, стремясь затем быстро перейти к следующей жертве катастрофы. В этот момент могут быть предприняты только оперативные меры, направленные на спасение жизни (например, устранение обструкции верхних дыхательных путей, т. е. удаление из полости рта инородных предметов и других материалов). 

После кратковременной искусственной вентиляции легких под повышенным давлением определяется наличие (или отсутствие) у пациента спонтанного дыхания; на кровоточащие раны накладывается давящая повязка. Сердечно-легочная реанимация не проводится. На данном этапе пациенты иногда получают сортировочные бирки, хотя можно этого и не делать. В пункте сосредоточения пострадавших снова проводится сортировка. Это наиболее удобные место и время для прикрепления сортировочных бирок. 

Пострадавшие должны быть сгруппированы по принципу тяжести их состояния и очередности оказания помощи, что позволяет легко выявить тех, кто должен быть эвакуирован в первую очередь. Пациентов разделяют на 4 группы. Группу тяжелопострадавших сосредоточивают вблизи погрузочной площадки для автомобилей. Более углубленная оценка состояния и лечение обеспечиваются в соответствии с имеющимися ресурсами. Серийные обследования в пункте сбора пострадавших могут привести к изменению сортировочной категории. Сортировка оказывает влияние на выбор госпиталя, принимающего раненых. В госпитале проводится повторная сортировка. 


С каждым обследованием процесс сортировки усложняется, при этом могут вноситься дополнительные коррективы. 

Существуют противоречивые мнения относительно оценки системы сортировочных бирок. Последние имеют преимущество в обеспечении информации о критическом медицинском вмешательстве и предупреждают некоторые излишества в сотировке выживших. Vayer утверждает, что в реальной обстановке катастрофы бирки часто не используются. Он говорит об этом в связи с тем, что работа с бирками значительно отличается от повседневной деятельности, и рекомендует использовать их в обычной практике при всех несчастных случаях, возникающих в рядовой обстановке. 

Недостатком бирок является то, что они дают однозначную информацию, позволяющую судить только о плохом состоянии пациента. Автор рекомендует географическую сортировку пациентов на группы в соответствии со степенью тяжести их состояния. 

Каждый план оказания помощи при катастрофах на догоспитальном этапе должен включать выделение бригады для медицинской сортировки. В нее входят врач и парамедицинский персонал; эта группа должна быть не слишком большой (что удобно для регулярных тренировок), но в то же время достаточно многочисленной, чтобы ее основной состав можно было вызвать в любое время. 

Эта натренированная группа реагирует на все вызовы по поводу катастроф в географическом регионе. Она помогает обеспечить необходимую организацию, что облегчает работу других парамедиков и медицинских организаторов в отношении точного следования доктрине лечения при катастрофах. Помощь таких сортировочных бригад оказывается весьма ценной при реагировании медицинской службы на катастрофу. 

Количественный состав медицинской сортировочной бригады и ее роль необходимо определить на месте катастрофы. Наилучшим методом является использование маркировочных жилетов. В отчете об оказании помощи в 1981 г. при гибели лыжников в регентстве Хиатт Орр и Робинсон отмечают, что наиболее эффективным было использование жилетов ярких расцветок с надписями на них крупными буквами. 

Авторы сообщают, что вначале идентификация представляла меньше проблем, потому что спасатели распознавали друг друга. Но позже, с прибытием большого числа организаторов, возникли определенные трудности в этом отношении. Авторы заявляют также, что основной персонал должен носить определенной формы карточку для идентификации личности в районе катастрофы, поскольку ввиду отсутствия такой идентификации полиция затрудняет доступ наблюдателей в зону катастрофы.

Б. Д. Мэхони
Похожие статьи
показать еще
Prev Next