Организация оказания неотложной помощи

Юлия 25 Июня в 0:00 906 0


Несмотря на 20 лет прогресса в области неотложной медицины, ОНП имеются не во всех госпиталях. В некоторых госпиталях неотложную медицинскую помощь по различным причинам оказывают в непрофильном отделении. В ряде учебных госпиталей образец организации ОНП просто адаптирован к медицинской школе-филиалу, а само отделение по существу не создано, несмотря на академическую принадлежность учреждения. 

Руководящие установки СКАГ не требуют обязательного создания отделения неотложной помощи, если только в госпитале не возникает достаточно сложных ситуаций в связи с отсутствием специализированного отделения. 

В небольших лечебных учреждениях может быть создан многопрофильный комитет, состоящий из медицинских и административных работников, который разрабатывает рекомендаций по управлению и организации деятельности, связанной с неотложной медицинской помощью.

Если в лечебном учреждении организуется специализированное отделение, то служба неотложной помощи имеет право в лице своего руководителя быть представленной в Совете по здравоохранению. 

Специфических требований комитета к отделению не существует, хотя в больших ОНП могут создаваться различные комитеты для реализации своей деятельности. 

Типичными комитетами могут быть: 
  • консультативный комитет отделения; 
  • комитет гарантии качества; 
  • комитет по разрешению уникальных и единовременных задач. 
Там, где имеется резидентура, ее комитет может давать интервью, проводить выборы резидентов и составлять рекомендации по программе резидентуры для директора. 

Комплексному отделению с более сложной структурой может потребоваться несколько координаторов (или ассоциированных шефов) для контроля за определенной деятельностью отделений. Структура организации основана на децентрализации сестринской работы; при этом средний медицинский персонал отчитывается о своей деятельности перед заведующим отделения. 

Мы полагаем, что отделение лучше всего управляется одним руководителем, отвечающим за всю его деятельность. В некоторых случаях это включает наблюдение за функционированием общественных работников, добровольцев и работников транспорта. 

Основой эффективного и хорошо осознанного руководства отделением является унифицированное управление тремя решающими областями ОНП: 
  • медицинским обеспечением; 
  • обслуживанием больных; 
  • регистрацией. 

Администрация госпиталя и заведующий ОНП должны изучать коллизии, возникающие у работников регистратуры с посетителями. Неверно полагать, что только медицинский персонал (врачи и сестры) влияет на удовлетворение запросов пациентов. 

У обеих сторон имеются свои аргументы относительно отчетов сестринского персонала отделения неотложной помощи своему руководителю. Мы придерживаемся того мнения, что это обеспечивает определенную преемственность оказания медицинской помощи, упрощает управление и учет и унифицирует подход к лечению больных. Справедливый руководитель ОНП, однако, признает, что только сестры могут определить стандарты ухода за больными, и соответственно направляет активность обслуживающего персонала на работу сестер в клинике. 

Гарантия качества

Ни одной другой области деятельности в последние годы не было уделено столько внимания, как гарантии качества лечения и ухода за больными. СКАГ требует перемен и, несомненно, будет продолжать такую политику в ближайшие годы. 

Программы гарантии качества, основанные на клинических критериях или ориентировочных признаках, имеют ряд положительных сторон. Прежде всего они должны способствовать улучшению и контролю проводимого лечения. Во-вторых, они служат основой продолжения образовательных программ для врачей, сестринского и парамедицинского персонала. Проверка с целью определения адекватности документации может носить не только образовательный характер. Большое значение имеет и проведение аттестации персонала, что также способствует улучшению лечения больных. Преимущества хорошей програм­мы качества перечислены в табл. 1.


Таблица 1. Преимущества программ обеспечения качества (работы)

  • Улучшение обслуживания пациентов
  • Обеспечение возможности обучения и постоянного повышения квали­фикации
  • Определение проблем управления 
  • Выявление "узких мест" в обслуживании больных 
  • Ограничение неопределенности в работе 
  • Повышение возможности обобщения результатов работы 
  • Обеспечение метода оценки работы каждого члена коллектива


Общий процесс повышения гарантии качества лечения включает следующее:  
  • идентификацию потенциальных или реальных проблем; 
  • разработку критериев оценки лечения; 
  • рецензирование введенных критериев; 
  • определение масштабов проблемы; 
  • осуществление обратной связи и реализацию политики устранения или исправления проблемы; 
  • повторное рассмотрение с использованием тех же критериев для одобрения или внесения изменений. 

Определение потенциальных клинических проблем, заслуживающих особого рассмотрения, может проводиться путем идентификации клинических параметров, часто встречающихся в отделении. Одним из способов является рассмотрение 10 наиболее частых диагнозов с последующим выбором параметров из этого списка. Критерии устанавливаются на основании учета оказанной помощи и ее объема. Персонал отделения должен утвердить эти критерии. Затем рассматриваются соответствующие документы в соответствии с этими критериями. Необходимая информация должна быть предоставлена организатору здравоохранения в отношении критериев, отклоняющихся от принятых норм; это следует сделать быстро, чтобы можно было оперативно произвести необходимые исправления. Общий процесс оценки гарантий качества лечения представлен в табл. 2.

Таблица 2. Программы обеспечения качества

  • Диагностическая специфика
  • Жалобы пациентов
  • Ежедневный контроль записей в картах больных
  • Все смерти, имевшие место в отделении неотложной помощи (ОНП)
  • Смерти в первые сутки после поступления в ОНП
  • Неплановое поступление больного в отделение в течение 72 ч
  • Планирование рабочего времени (графики)
  • Обзоры заболеваемости на конференциях


Р. Л. Кроум
Похожие статьи
показать еще
Prev Next